Толкование Ис. 4:5

Свт. Василий Великий

Ст. 5-6 И приидет Господь, и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется. И будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя

Пророк говорит, что, по очищении в купели и по очищении покаянием, придет время, когда всякое место освоится с горой Сионом, то есть станет высоко и удостоится быть местом зрения вещей небесных; после того как имутся за мужа седмь жен и возсияет Господь со славою в совете, будет вознесен и прославлен останок Израиля. Когда, по омытии скверны дщерей Сионских и по очищении крови от среды их, нарекутся святи, тогда окрест Иерусалима осенит облак во дни, так что доставит сень от зноя и покров от жестости и дождя. И ночь будет рассеяна горящим светом, и слава будет как бы дым, все покрывающий собой. Думаю же, что все сие обещано достойным упокоения. Поскольку многи обители в дому Отца (ср.: Ин. 14, 2) и различные жребии назначены в земле наследия, которую наследят кротции (ср.: Мф. 5, 5), то явно, что иные упокоятся во светлости Божия явления, а иные - под покровом Небесных сил, другие же во славе света закроются как бы дымом. Или, может быть, самому Сиону воссияет свет, а окрест Сиона воссияет облак во дни, не от иного чего происходящий, но от самого света. Как дым бывает от огня, так сие облако составляется светом. Обитающие под ним будут наслаждаться великой славой, как озаряемые самым облаком, которое во время зноя распространяется над их головами и осенением своим доставляет приятную прохладу, а когда прольют жестокие дожди, заменяет непроницаемые завесы, достаточно закрывает собой требующих укрытия и своей густотой преграждает взоры. Таков был облак светел, окруживший учеников при преображении Господа (ср.: Мф. 17, 5). Поскольку же стояние и как бы отвердение облака служат знаком тишины в воздухе, то непоколебимостью облачного покрова указывается на безмятежие тогдашнего состояния. Чтобы более, нежели ясно, видеть, что значит быть в сокровении покрова, объясним это следующим примером. Кого-нибудь ищут враги, а свои охраняют его в таком доме, который трудно найти. Надобно себе представить, что подобное нечто бывает со святым, когда покрывает его это божественное облако, чтобы он не впал в руки врагов. Столько сказано, чтобы яснее могли мы уразуметь, какая помощь будет окрест Сиона оттого, что днем осеняет их облако для защищения от зноя, а ночью горит для них свет огненный, освещающий их, днем же и ночью делает их безопасными от злоумышляющих.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 И приидет Господь, и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется. И будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя

Под облаком здесь он разумеет успокоение от бедствий; а под огнем – явление Бога, соединенное с утешением. Что – облако во время зноя, то – во время тьмы и глубокой ночи огонь, светло горящий; тот умиряет зной, а этот прогоняет тьму. Таким образом явление Бога он уподобляет свету огня, а успокоение – тени облака. Далее, желая показать, что бедствия будут уничтожаться не мало помалу, но вдруг, при самом господстве скорбей, произойдет перемена, чтобы отсюда убедились, что переворот к лучшему произошел не по обстоятельствам и по какому-нибудь случаю, но все совершено высшей силой, он говорит: блистание пылающего огня во время ночи, – так совершится перемена! И будет шатер для осенения днем. Что будет? Помощь, говорит, и содействие Божье. Как тень во время зноя, и как кровля или убежище в какой-нибудь пещере сохраняет в безопасности укрывшегося в ней, когда падает сильный дождь, так точно помощь Божья и во время столь грозной войны не допустит потерпеть никакого зла тем, которых Он определил спасти в начале.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 5-6 И приидет и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется. И будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя

О ком или о чем говорит в слове приидет? О времени ли, в которое это совершится, или о том, кто уничижил себя до истощения и нисшел с неба, дабы спасти род человеческий? Одинаково идет речь, скажет ли кто, что это говорится о времени пришествия (Господа), или же кто захочет отнести это к Самому Христу. Ибо пришедши Он увенчал Своею благодатью сынов духовного Сиона и свободного Иерусалима и соделал их блаженными. И стал для них покровителем, как бы распростерши над ними то древнее облако, которое осеняло Израиля некогда в пустыне. Поэтому и говорит: приидет, и будет все место горы Сиона, и вся яже окрест ея осенит облак во дни. Для того, чтоб обитающие в духовном Сионе, то есть церкви, избежали зноя настоящей жизни и испытаний, неразлучных с искушениями, или жжений, Христос, осеяя их наподобие облака, будет их покровителем, и будет Сам разгонят тьму неведения и дьявольской злобы, сияя уму на подобие света во тьме или блеска огня. О сынах Израиля написано, что Он вел их днем в облаке, а в продолжение всей ночи в блеске огня. Но все это было прообразами и подобиями духовного, истина же – совершенное чрез Христа. Ибо Сам Он есть истина. Удостоенные Его защиты будут, говорит, отовсюду и совершенно как бы в тени от зноя, будут под защитой и покровом от суровости непогоды и дождя. Суровой же непогоде и дождям опять уподобляет силу и самое жестокое приражение искушений. Ибо Христос негде говорит: всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени (Мф. 7:24-25). А когда присовокупляет, что всею славою покрыется, то дает тем понять, что для уверовавших во Христа милость от Него будет не какая-нибудь частная, но будет состоять во всецелой готовности оберегать их: будут находиться в ограде и под осенением могущего спасти и избавить от всякого зла.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Климент Александрийский

И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров

См. Толкование на Ис. 4:2

Прп. Ефрем Сирин

И сотворит Господь, и… все место горы Сиони… осенит облак. На гору Сион возвратится скиния, удалившаяся оттуда на колеснице, виденной Иезекиилем, и будет осеняема духом и невидимым присутствием, как в пустыне осеняло ее облако видимое.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров

Ибо во Христе новая тварь (Гал. 6:15), о которой в другом месте читаем: древняя мимоидоша, ce быта вся нова (2 Кор. 5:17). Вместо того LXX перевели: и придет, и будет всякое место горы Сиона и все, что в окружности ея покроет облако во время дня, и свет пылающего огня во время ночи. Кто же придет, если не Тот, о Котором написано: придет от Сиона Избавитель (Ис. 59:20, по LXX), и о Котором другой пророк говорит: еще немного, немного, и грядущий приидет и не умедлит (Авв. 2:3).

Когда Он придет, возвращено будет народу прежнее благополучие, которое он некогда имел в пустыне, когда Господь предшествовал ему днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, чтобы ни в счастливых, ни в несчастных обстоятельствах он никогда не был приведен в смятение, ночему и в псалме говорится: во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию (Пс. 120:6). Дым же в этом месте означает не заблуждение и неведение, а славу, как это по мнению некоторых, означает то, что у этого самого пророка мы будем читать (Ис. 6:4): и дом наполнися дыма.

И у Иоиля о благодати Духа Святаго, которая сошла на апостолов, говорится: излию от духа Моего, и прорекут (Иоил. 2:28), и: дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огонь и курение дыма (Деян. 2:19). Это самое, я думаю, означает и оное в Псалмах: прикасаяйся горам, и дымятся (Пс. 103:32). Это место Иудеи относят ко времени пришествия антихриста, который, по их мнению, обозначается чрез вихрь и непогоду, когда Господ защитит их от могущественнейшего противника.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Ориген

И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров

См. Толкование на Ис. 4:2

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя

Собрания - праздничные торжественные собрания иудеев на Сионско-храмовой горе. LXX толковников, впрочем, лучше передали смысл еврейского выражения словами: все окрестности (Сиона), чем дается более ясное указание на всеобщность будущего спасения.

Облако, дым и блистание - давно уже известные символы Божественного присутствия среди избранного народа (Чис 14:14; Исх 13:21).

Противники подлинности этой небольшой речи пророка Исаии указывают слишком слабые основания для доказательства своего мнения. (Отсутствие ритма, позднейшие по времени образы и идеи). Напротив, речь эта стоит в прямой связи с предшествующей речью 3-й гл. (1-15) о дурных правителях Иудеи, на месте которых явится, к величию и славе Иудеи, Отрасль Господа. Если в 16-м и сл. стихах 3-й гл. пророк бичевал страсть женщин иерусалимских к ничтожным украшениям, то здесь последовательно говорит об истинном украшении для остатка Израиля, которое явится тогда, когда будет омыта нечистота женщин Сиона (4:4). Наконец, главная идея речи - о спасении остатка после грозных судов Божиих - вполне согласна с общим воззрением Исаии на будущность иудейской нации.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 4:2

Беда Достопочтенный

И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров

См. Толкование на Ис. 4:2