Толкование на Ис. 7:18

Свт. Василий Великий

Ст. 18-19 И будет в той день, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки египетския, и пчеле, яже есть во стране Ассирийстей. И приидут вси и почиют в дебрех страны и в пещерах каменных, и во вертепех и во всяцей разселине и во всяцем древе

Сказано: во Египет снидоша людие Мои прежде, еже пришелцем быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася (Ис. 52:4). Посему пророчествует, что будет ли кто из народа в Египте или у ассириян, при рождении Еммануила они выйдут и в стране Иудейской почиют в самородных и никем не занятых убежищах. Говорит же, что мухи владеют частью реки египетской и что есть пчелы в стране Ассирийской, показывая тем малозначительность сопротивных сил. Ибо муха есть животное, родящееся из навоза, беспокойное для людей и отвратительное, у которого и жизнь беспокойна, и смерть мерзка. Тогда овладеют частью реки египетской. Ибо Нил начинается выше, у эфиопов, и при малой его части, именно при впадениях его в море, населен Египет. И на этом месте все четвероногие, звери, гады и птицы обоготворены, и им поклоняются. Сих-то мух, бессилие сопротивной силы, потребит Господь Своим позвизданием, то есть духом уст Своих истребит (ср.: 2 Сол. 2:8). И во стране Ассирийстей пчеле. И пчела есть животное малое и слабое, умирающее в то самое мгновение, как отмщает. Ибо в одно время и впускает свое жало, и с ужалением умирает; уязвленному вредит мало, а себя лишает жизни. Таково же свойство людей язвительных и духоборцев: они лукавством более делают зла себе, нежели тем, которые подвергаются их гневу.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской

Видишь ли, как не напрасно я говорил, что он, желая усилить в них страх, произносит угрозу с того же дня? Это доказывают последующие слова, которыми он увеличивает страх, представляя им войска, которые были для них весьма страшны, объясняя легкость нашествия врагов, что крайне могло тронуть их, и указывая на множество войска, что особенно поражало их ум. Все это он выразил последующими словами: «И будет, – говорит, – в тот день: даст знак Господь мухе». Мухами здесь он называл египтян по их наглости и бесстыдству, потому что они, будучи постоянно прогоняемы, постоянно вновь нападали и не давали ни малейшего отдыха, но часто причиняли иудеям множество беспокойств, беспрестанно приставая к ним во время несчастья, как мухи к ранам. Их, говорит, приведет Бог. Впрочем, не сказал: приведет, а: «даст знак», выражая легкость их нашествия и непобедимость силы Божьей, для которой достаточно одного мгновения и все совершается. Справедливо пророк угрожает им наперед такими врагами, которых нападение они уже испытали.

«И пчеле, которая в земле Ассирийской» (у св. И. Зл. «пчел» – мн. число). В сирском и еврейском тексте, как говорят, сказано не «пчел», но «осам» (σφήхας). Так как этих врагов они еще не очень испытали, то сравнением с таким насекомым пророк внушает им великий страх, выражая названием этого насекомого их силу, стремительность, мстительность, тяжесть ран, скорость прибытия, трудность остеречься от них.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-19 И будет в той день, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей: и приидут вси и почиют в дебрех страны и в пещерах каменных, и во вертепех и во всяцей разселине и во всяцем древе

Расширяет повествование и подробно описывает наступление войны и то, что имеющие по времени прийти против них разорят всю землю их, селения и города. При этом думаю, нужно опять сказать то, что написано в четвертой книге Царств, для точного разъяснения имевшего быть. Итак, сыном Ахаза, к которому было обращено настоящее слово, был Езекия, а сыном Езекии – Манассия, сыном же Манассии – Амос. Сын сего последнего Иосия был муж благочестивый, однако, окончил жизнь следующим образом: Фараон Нехао, царь Египетский, оставив землю свою, выступил со всем войском своим, направляясь против земли Ассирийской. Иосия, убоявшись, как бы он, пришедши и на Иудею, не захватил его землю в руки свои и не стал бы господствовать над нею, вздумал начать войну против него, не смотря на то, что Фараон отказывался от войны с ним, восстав же против него, Иосия скончался на войне и землею Иудейскою овладел царь Египетский, который достиг такой силы, что и воцарившегося Иоахаза, сына Иосиева, лишил царства и связанного отвел в страну свою, и поставил царем Елиакима, и наложил дань на народ и вытребовал большое количество денег. Затем, когда Елиаким процарствовал над Иудеею целых одиннадцать лет, от него принял бразды правления сын его Иехония; потом после него Седекия, в царствование коего выступил войною против Иудеи Навуходоносор, который, предав ее всю сожжению, присоединив к другим городам и самый Иерусалим, взял Израиля в плен, вместе с священными сосудами, и совершил все то, что повествуется в священных писаниях (4 Цар. 24:10 и далее, ср. 2 Пар. 36:5 и далее, также 4 Цар. 23:29 и далее, и 2 Пар. 35:20 и далее). На эти-то исторические события и указует нам смысл изъясняемых слов. Итак, будет, говорится, в той день, то есть, в то время, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей. Очевидно здесь речь идет в иносказательном смысле: образ взят из быта пчеловодов, которые свистом вызывают мух (пчел) из ульев на поля, а потом опять возвращают их, как бы каких птенцов, заключая их в гнезда. Мухам же уподобляет Египтян, как я думаю, по причине множества их и не очень значительной звучности голоса; а пчеле – народ Ассирийский, потому, что пчела испещрена и благоукрашена и покрыта многими иглами. Таковы же, некоторым образом, что касается до одежды и украшения, и Ассирияне и Персы: они любят украшения, всегда придают большую цену разноцветности в одежде и к тому же вооружены острыми копьями. Они, сказано, приидут вси, и почиют в дебрех страны, и в пещерах каменных, и в вертепах, и во всякой разселине, и во всяком древе. Ибо так как речь идет о мухах, то она и остается иносказательною. Это значит, что они осмотрят всю страну их, так что никто из скрывшихся не может утаиться, в скалах ли например кто укрылся бы, или в дебрях, или же в рощах и лесных долинах. И в ином смысле это можно разуметь, именно, что в преогорчевающих Бога всяческих и не останавливающихся пред тем, чтобы оскорблять Его, на подобие поселяются и обитают лукавые и враждебные силы и необыкновенные из присущих нам страстей, так что никто не может удалить или защитить и спасти от них. Ибо если Бог восхочет послать на нас зло, то кто может оказать нам помощь?

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской

См. Толкование на Ис. 7:16

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 18— 19 И будет в день тот, посвищет Господь мухе, которая на краю рек Египетских, и пчеле, которая в земле Ассирийской: и придут, они, и усядутся все на потоках долин, и в расселинах скал, и кустарникам и во всех скважинах

Когда будет опустошена страна двух царей, Дамаск и Самария, которой ты теперь опасаешься и страшишься, тогда наведет Господь на тебя, дом Иудин, и на народ твой дни, каких ты никогда не видал прежде, и царя Ассирийского. Итак ты напрасно страшишься настоящего, трепещешь полу сожженных и огня вовсе не имеющих· ибо знай, что Господь призовет свистом своим мух Египта и рек его, чем несомненно, обозначаются семь каналов Нила, и пчелу, которая в земле Ассирийской. Египтян называет мухами по причине нечистоты идолопоклонства и не воинственности народа, а Ассириян называет пчелою, так как в то время их царство было самое могущественное и самое войнолюбивое, или же потому, что почти вся Ассирийская и Персидская страна употребляла стрелы. Итак они все придут и займут землю твою на потоках долин и в расселинах скал и во всех кустарниках и скважинах и на лесных деревьях. Говорится же это метафорически, чтобы однажды употребленное сравнение Египтян и Ассириян с мухами и пчелами выдержать и в остальном. Прочитаем книги Царств и Паралипоменон, и мы найдем, что святой царь Иосия был умерщвлен Египтянами, и народ Израильский подчинен власти царя Египетского (4 Цар. гл. 23; 2 Пар. гл. 35), так что он поставил им царя. И спустя немного времени, припал Навуходоносор с бесчисленным множеством ратников, и взяв Иерусалим и разорив другие города Иудеи, сожег храм и поселил в Иудее жителей Ассирийских (4 Цар. гл 24).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Лопухин А.П.

И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской

Мухе. Египтяне названы мухами с реки Египетской потому, что в Египте после наводнений, производимых Нилом, чрезвычайно размножаются мухи. Пророк хотел указать на многочисленность египетских полчищ и на настойчивость египтян, с которою они будут добиваться овладеть Палестиной (поговорка: назойлив, как муха).

Пчеле. Ассирийцы называются пчелами, потому что в их стране было много пчел и потому, что ассирийцы наносили своим врагам тяжкие поранения, были особенно злы и неукротимы в гневе, как раздраженные пчелы.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 7:17