Толкование на Ис. 27:11

Свт. Кирилл Александрийский

И по времени не будет в нем всякаго злака, занеже изсхнет

См. Толкование на Ис. 27:10

Жены грядущыя с позорища, приидите: не суть бо людие имуще смысла, сего ради не ущедрит сотворивый я, ниже создавый их помилует

Сказав, что обитающее стадо отпущенно будет, и что оно, по приведенным выше словам, будет добычей и отдано будет на съедение, так как Израиль уже стал вне общения с Богом на беззаконие против Христа и вне первого завета и так как обычаи законные прешли, он повелевает святым женам благовествовать воскресение Спасителя нашего, о чем и вспоминает Матфей, говоря так: в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мариа, видети гроб. И се трус бысть велий. Когда же они пришли в великий ужас, блаженный Ангел сказал им: не боитеся вы: вем бо, яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде: воста бо, якоже рече. Приидите видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо его узрите. После же слов Ангела се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся: они же приступльше ястеся за нозе его, и поклонистеся ему. Тогда глагола им Иисус: не бойтеся: идите, возвестите братии моей, да идут в Галилею, и ту мя видят (Мф. 28:1-10). Итак, после отвержения Израиля вы, мудрые жены, идите, говорит, и с великим дерзновением благовествуйте о Том, Кто умертвил смерть, уничтожил тление и чрез веру оправдывает согрешивших и освобождает от скверн впадших в них и приводит в новую жизнь приходящих к Нему, показал новую, то есть Евангельскую, жизнь живущим на земле, отменил служение по закону, распространил сияние света истины и почитающим Его указал ясный путь поклонения духом и истиною. Итак, идите, поелику Израиль отпал от надежды. Не суть бо людие имущии смысла: он окаменел сердцем, остался во тьме и предан мраку греха, потому не хотел внимать Христу, Который говорит: ходите, дóндеже свет имате, да тма вас не имет (Ин. 12:35). Но надобно, говорю, удивляться домостроительству Спасителя и относительно сих премудрых жен, ибо думаю, кто-нибудь скажет: ужели не было святых учеников, которым, как проповедникам божественных догматов, как будто и лучше было бы прежде других благовествовать воскресение? Почему же не они первые узрели Сокрушившего державу смерти Иисуса, но явился Он женам и, даровав им достоинство апостольства, повелевает идти и возвестить ученикам, что Христос восстал от мертвых, и что они первые узрели славу Его? На это мы говорим: Единородное Слово Отца соделалось человеком, дабы болящее исцелить и избавить человека от древних преступлений; поэтому-то и надлежало доставить женщинам радость – первым благовествовать воскресение; ибо первая и древнейшая жена, послушавшись слов змия, ввела Адама в преступление и сделалась виновницей смерти. Как же не следовало апостольством уничтожить причину столь ужасных обвинений? идеже бо, говорит, умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20). Евангелие спасения дано было жене, послужившей причиной смерти. Посему необходимо было им сказано: радуйтеся от Того, Кто наложил на них проклятие в начале: рече бо к ней: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16). Итак, первое заглаждено вторым и уврачевано болевшее. Повелевает же благовествовать, когда Христос отрекся от любви к Иудеям; ибо после того, как они, говорит, остались при своем безумии и невежестве, сотворивши их не помилует их, и не будут они достойны Его сострадания.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его

Сокрушатся жены, которые идут и несут ему свет, то есть города, пришедшие на помощь Ассириянам. Не суть бо людие имуще смысла, потому что почитали Бога равным идолам Самарийским. Сего ради не ущедрит Сотворивый я, потому что метал стрелы хулы в Создавшего его.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Руфин Аквилейский

Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его

Однако, что и женщины смогут увидеть Его воскресение - притом, что книжники и фарисеи и народ не веруют, - также и Исаия предсказывал в таких словах: Женщины, приходящие от видения, дерзайте: ибо нет разума у народа.

Изложение символа веры.

Блж. Иероним Стридонский

Во время засухи жатвы его, будут сокрушаться женщины, приходящие учащие его. Ибо он не есть народ мудрый: посему не помилует его Сотворивший его, и Создавший его не пощадит его

Сказанное: во время засухи жатвы его будут сокрушаться, вместо чего Семьдесят перевели: не будет на нем ничего зеленеющего, потому что засохло, по еврейскому тексту связывается с последующим, а по LXX с предыдущею мыслию. Посему изъясним сперва по еврейскому тексту. Когда наступит время засухи и жатвы и, чтобы яснее сказать, опустошения Иерусалима, из синагог всей вселенной сбежится множество народа, чтобы оплакивать Иерусалим и облегчать бедствия его. Или прямо говорит о женщинах, которые до крови бьют себя руками в обнаженный перси, и исполнится предсказание Господа: дщери Иерусалимские не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших (Лк. 23:28). И учиться плачевным песням у женщин есть великое несчастие народа, подобно тому, как унижением для народа Израильского было то, когда в книге Судей Господь совершил спасение рукою женщины Девворы (Суд. 4), и когда во время близкого плена, при безмолвии мужей, пророчествовала женщина Голда (Олдама) (4 Цар. 22).

Женщины же, расстроенные долгим путешествием, изнеможением, голодом и печалью, будут сокрушаться и учить жалкий народ потому, что он не есть народ мудрый, и не уразумел Творца своего, Который, пренебреженный и презренный ими, не помилует создания и не пощадит творения Своего. По LXX говорится о Марии Магдалине, и другой Марии, и прочих женах, которые первые увидели воскресшего Господа, и ухватились за ноги Его, и удостоились от Него услышать: не бойтеся: идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят (Мф. 28:10). Пророческое слово предвозвещает об этих женах гораздо прежде, нежели они родились, и с зрелища страдания и воскресения Господня призывает их к тому, чтобы они проповедывали Евангелие, и, по Еврейскому тексту, учили Иерусалим или землю Израилеву, что Он есть Господь и Бог. Ибо так как народ Израильский не имел мудрости в то время, когда страдал Господь, и исполнилось пророческое предсказание: спаси мя Господи, яко оскуде преподобный (Пс. 11:2); и: вси уклонишася, вкупе неключими быша: нестъ творяй благостыню, нестъ до единаго (Пс. 13:3): то жены призывают с зрелища для того, чтобы они возвестили апостолам то, что сами видели. Израиль же, о котором сказано: Исраиль Мене не позна, и людие Мой не разумеша (Ис. 1:3) вызвал милостивейшего Творца и Создателя своего на огорчение, чтобы Он не помиловал его. Хотя все это и благочестиво, но каким образом согласуется с прочим и применяется к временам кончины мира, трудно изъяснить.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Тертуллиан

Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его

Женщин, возвратившихся от гроба после того лицезрения ангелов, предвидел Исаия. Женщины приходящие от видения, - говорит Он им, - дерзайте, чтобы возвестить, разумеется, воскресение Господа. А то, что ученики упорствовали в своем неверии; поможет нам устоять до конца, доказывая, что Иисус явил Себя ученикам не каким-то иным Христом, а Христом пророков.

Против Маркиона.

Лопухин А.П.

Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его

См. Толкование на Ис. 27:10