Толкования на Ис. 35:1

Свт. Иоанн Златоуст

Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс

Он дважды сказал: «пустыня» (в ц. сл. тексте слово «пустыня» употреблено дважды); пустынею называется необработанная земля, она же называется землей жаждущей.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 1-2 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего

А куда мы поместим то пророчество, которое изрек Исаия к пустыне, крича: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; и процветет и возвеселится пустыня Иорданова? Ясно ведь, что не местам бездушным и бесчувственным он возвещает радость, но иносказательно посредством образа пустыни говорит о высохшей и неукрашенной душе.

И великолепие Кармила даруется душе, имеющей подобие с пустыней, то есть через благодать Духа. Ибо поскольку Илия обитал в Кармиле, и гора стала известна и прославлена благодаря добродетели того, кто пребывал там; и поскольку Иоанн Креститель, блиставший в духе Илии, освятил Иордан, то в силу этого и пророк предсказывал, что великолепие Кармила будет дано реке.

И славу Ливана из сравнения с ее высокими деревьями пророк переносит на реку. Ибо как Ливан удивителен благодаря тем деревьям, которые на нем растут и имеют питание, так и Иордан прославляется благодаря людям, которые в нем возрождаются и насаждаются в раю Божием. У них, по слову псалмопевца, всегда цветущих и имеющих, словно листья, добродетели, лист не вянет (Пс. 1:3), и Бог возрадуется, вовремя получая от них плод, как добрый садовник радуется плодам собственных трудов.

На День просвещения.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин. И процветет и возвеселится пустыня Иорданова: и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова, и узрят людие мои славу Господню и высоту Божию

Пустынною и неплодною страною богодухновенное Писание обыкновенно называет язычников, которые некогда находились в таком состоянии, не имели мысленного жениха с неба, разумею Христа, терпели недостаток во всяком благе и питали как бы только терния, будучи сухою и безводною пустынею. Когда же в ней явился Христос (Он принят был верою, и она обогатилась от Него Божественным потоком, так как Он есть источник живота, (Пс. 35:10) и поток сладости, (Пс.35:9); и сам Он говорил чрез одного из святых пророков: се Аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки поток наводняемый, славу языков, (Ис. 66:12): она уже не бесплодна и не пустынна, а напротив, многочадна, и с Женихом, и цветуща мысленно. Итак некогда жаждущая да возрадуется, говорит, и да процветет яко крин, вместе и цветущий и благоухающий. Благоухание сие было Христово, в чем удостоверит Павел, пишущий: яко Христово благоухание есмы Богови (2 Кор. 2:15).

Пустынею же Иордана называет пустынную страну около него. Ибо не Израильтянам непокорным. но нам происшедшим от язычников и именно уверовавшим из них дан поток Иорданов, – у нас он находится, – в нем мы крещаемся, и нашим, как я сказал, соделался святой источник. Итак сей пустыне, говорит, некогда жаждущей, ныне же унаследовавшей преславный Иордан, дадеся слава Ливанова, и честь Кармилова. Ливаном и Кармилом часто называется Иерусалим и самый храм Божий. Но та слава, которая древле приличествовала святому граду и Божественному храму, дается Церкви из язычников, и мы созерцаем в ней славу Господню и высоту Божию. Иудеи приступали к Господу (Христу), как к обыкновенному человеку, ничего более не имеющему сравнительно с другими людьми. Мы же созерцаем высоту славы Его; ибо знаем Его как Бога, но домостроительству ради нас вочеловечившегося и таким образом истинно Бога.

Толкование на пророка Исаию.

Смотри, как пророк зовет Его Господом и называет Его Богом, ведь, говоря в Духе, он ведал, что Еммануил не просто богоносный человек, не воспринятый в качестве орудия, но истинно Бог вочеловечившийся… Ибо наш Господь Иисус Христос явился нам имеющим Божественную силу, и рука Его была со властью, то есть с силою и господством.

Послания.

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 1-4 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас

Здесь Исаия задолго возвещает благодать того времени, когда святой Иоанн будет призывать грешников к покаянию и крестить в пустыне исповедующих свои грехи. И Исаия прежде подтвердил это, сказав: Радуйся, пустыня! И да расцветет она, как лилия, и да расцветут и возликуют пустоши иорданские. Окрепните, повисшие руки, и колени вихляющие, ободритесь; слабые духом, окрепните и не бойтесь (Ис. 35:1-3).

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-2 Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин… Да скочит как серна, и слава Ливана дастся ей, и честь Кармила и Сарона. Так говорит пророк о земле Израильской, которая была опустошена Вавилонянами, но по возвращении Иудеев из плена, наслаждаясь миром, возвратила себе прежнюю честь и славу.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 Возрадуется пустынная и непроходимая и восторжествует страна необитаемая и разцветет как лилия. Произрастая будет произрастать, и будет ликовать, радуясь и восхваляя. Слава Ливана дана ей, красота Кармила и Сарона. Они увидят славу Господа и благолепие Бога нашего

Так как Иерусалим обращен в смолу, и над ним поднимается вечный дым и обитают в нем пеликан и еж, ибис и ворон, драконы и страусы, бесы и онокентавры, ночное страшилище и косматые, и так как над ним исполнился приговор Господа: оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:35): то бывшая прежде пустынною, о которой в псалме говорится: глас Господа, отрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы (Пс. 28:8-9), превратится в обилие во всем и, вследствие борьбы оленей, из всех лесов у народов будут изгнаны звери, владевшие прежде ими, чтобы исполнилось то, что говорится у того же самаго пророка: возвеселися неплоды не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис. 54:1). Она прежде была жаждущею или непроходимою, не имеющею живой воды, и Господь не проходил чрез нее; но теперь она же расцветет в лилию или, как яснее выразил Акила, χαλοχωσις, что мы можем назвать распускающеюся розою еще с развернувшимися листками. Расцветет же, чтобы сказать с апостолом: во всяком месте Христово благоухание есмы (2 Кор. 2:14-15) и оное из Песни Песней: «цветы видны на земле, мандрагоры издали благовоние» (Песн. 7).

Поставленнаго Семидесятью: возвеселятся пустыни Иордана хотя в еврейском нет, но мы можем сказать, что это указывает на Иоанново крещение покаяния в реке Иордане, которое запечатлел и утвердил Господь Своим омовением. А так как образно говорится о пустыне, относящейся к народам, в которой был Иоанн, то последовательно она может соединиться с пустынею Иорданскою, чтобы чрез пустыню народов мы пришли к крещению Спасителя.

Дальнейшее же: слава Ливана дана ей и красота Кармила и Сарона мы должны понимать согласно с прежним объяснением, в котором мы сказали, что под Ливаном разумеется храм или Иерусалим, по словам Захарии: разверз Ливане, двери твоя (Зах. 11:1) и Иезекииля: орел великий великокрилый, исполнь ногтей, иже имать повеление внити в Ливан и Кармил (Иез. 17:3), и означает прежний народ, о котором выше было сказано: и будет пустыня Кармилом и Кармил будут считать лесом (Ис. 32); также Сарон имеет тоже значение по словам Писания: Сарон похож стал на пустыню (Ис. 33). Итак весь блеск, почитание Бога и познание обрезания, и места весьма плодородные и ровные, называющиеся Сароном, вместо чего Симмах перевел поля, будут даны церкви, бывшей некогда пустынною, и обитатели ее увидят славу Господа и благолепие или величие Бога нашего.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви.

Тако глаголет Господь: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет, яко крин

Пророк Исаия имеет обычай, как известно, свои пророчества излагать так, что от угроз переходит к обетованиям и наоборот. В подлежащей рассмотрению паримии содержатся одни обетования или предречения о счастливом будущем для царства Божия или Церкви. Но этим обетованиям суждено исполниться не иначе, как под условием торжества правосудия Божия над врагами этого царства – язычниками и Иудеями, согласно с угрозами, содержащимися в предшествующей 34 главе. И уже тогда, когда будут совершаться суды Божии над врагами царства Божия, наступят цветущие времена для него. В судьбе царства Божия произойдет нечто подобное тому, как если бы бесплодная и дикая пустыня обратилась в цветущее и плодородное поле. Дикая и бесплодная пустыня есть образ языческого мира, жившего одной естественною жизнью, не испытавшего попечений о нем Господа, подобных тем, предметом которых служил избранный народ, и потому бесплодного в нравственном отношении, или приносившего тощие плоды духовной жизни. Это была поистине пустыня сухая, жаждущая, не орошаемая росою благодати Божией. Но вот придет время, когда Господь изольет Свою благодать и на эту пустыню, когда призовет в Свое царство язычников. О сем времени поистине можно сказать то, что со слов пророка воспевает Церковь: «процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая, прежде неплодящая церковь». И как взор человека услаждается зрелищем цветущего, плодоносного сада и поля, так и Господь будет радоваться, взирая на цветущее состояние в Церкви веры и благочестия, и сама Церковь будет радоваться, вкушая изливающуюся на нее обильно благодать Божию. Об этой-то радости предрекает пророк: Радуйся пустыня жаждущая.

Толкование на паремии из книги пророка Исаии.

Евсевий Кесарийский

Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс

И это было исполнено посредством чудесных и явных дел нашего Спасителя после проповеди Иоанна Крестителя. Итак, смотри, как пустыня просвещается благой вестью, не любая или случайная, но определенная пустыня у берега реки Иордан. Ведь Иоанн жил там и крестил там, как написано: Явился Иоанн, крестя в пустыне (Мк. 1:4). <…> Думаю, что пустыня - это символ всего того, что было лишено с древних времен всех Божественных благ, то есть Церковь язычников. Река же в пустыне, которая очищает всех, кто окунается в нее, - это, согласно умному созерцанию, образ чего-то очищающего, о чем в Писании говорится: Речные потоки веселят град Божий (Пс. 45:5). И это означает неиссякающий поток Святого Духа, нисходящий свыше и омывающий град Божий, как называется жизнь, согласная с Богом. Итак, эта река Божия достигла даже пустыни, то есть церкви языков, и до сего дня доставляет ей живую воду.

Доказательство в пользу Евангелия.

Беда Достопочтенный

Ст. 1-2 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего

После убийства Иоанна Иисус, ожидая Своего времени, удалился в пустынное место, которое есть Вифсаида, таинственно научая тому, что по оставлении Иудеи, которая неверием в пророчество потеряла свою главу, Он в пустыне дарует Церкви, не имевшей мужа, пищу слова. Поэтому Вифсаида прекрасно переводится как «дом плодов». Она та, о которой сказал Исаия: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс, и немного после: Увидят славу Господа и величие Бога нашего.

Изложение Евангелия от Луки.


И так как после Иудея притекла к вере в Господне воплощение, последовало и множество язычников, причастных той же благодати, и тогда Иудея возрадовалась, удивившись неожиданному их обращению и внезапно воскликнула: Кто это восходит от пустыни, изобильная радостями, опираясь на моего возлюбленного (Песн. 8:5)? Восходит Церковь язычников от пустыни потому, что в течение многого времени была оставлена своим Создателем, но шагами, преуспевающими в вере и добрых делах она перешла к Его благодати, так что исполнилось пророчество Исаии, говорящего: Возрадуется земля пустая и непроходная, и возвеселится пустыня и расцветет как лилия, в достатке изобилуя теми радостями, о которых выше говорит Жених: Как прекрасна ты и красива возлюбленная в радостях (Песн. 7:7), - то есть в желаниях небесной жизни, опираясь на моего возлюбленного, без помощи Которого она не могла не только взойти к вышним, но даже и восстать, ведь мы не можем иметь ни продвижения в добродетели, ни самого начала веры, если Господь не ущедрит нас.

Итак, Иудея тем более удивлялась благодати обращения язычников, что считала, что к ней причастны только она и те, кто принимались в ее обряд чрез таинство обрезания, о чем очевидно свидетельствует книга Деяний Апостолов.

На Песнь песней.

Лопухин А.П.

Ст. 1-10 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

Заканчивая первую часть своих пророчеств, Исаия рисует величественную картину превращения сухой пустыни в великолепную цветущую долину и прекращение всех бедствий человеческих, происходящих от болезней и уродств. По этой пустыне будет проложена дорога для избранников Божиих в родную землю и они возвратятся в мире и радости на Сион.

Что разумеет пророк под пустыней и сухой степью? Последующие стихи (3-6) представляют ответ на этот вопрос. Отсюда мы можем заключить, что пророк имел в виду свой народ иудейский, который во время плена вавилонского представлял собою как бы сухую пустыню, лишенную всякой растительности. Да, в народе иудейском на время как бы совсем прекратилась жизнь, а страна его, лишенная населения, уже и подавно заслуживала названия степи. Но такое время, говорит пророк, окончится. Вся эта сухая степь покроется красивыми нарциссами (евр. слово, здесь стоящее - bezil - означает луковичные растения разных колеров) и сравняется по своему плодородию с самыми плодородными и красивыми местностями Палестины (ср. Ис. 33:9; 29:17; 32:15).

Они увидят. Это выражение не подходит к словам пустыня и степь. Лучше понимать его так, что здесь указывает пророк на иудеев, которые увидят, т. е. убедятся своими глазами в величии и всемогуществе Господа.

Толковая Библия.