Толкования на Ис. 41:18

Свт. Иоанн Златоуст

Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды

См. Толкование на Ис. 41:17

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-20 Но отверзу на горах реки и среди поля источники, сотворю пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечы, положу в безводную землю кедр и смерчие, и мирсину и кипарис и тополю: да узрят и уразумеют, и помыслят и уведят вкупе, яко рука Господня сотвори сия вся, и Святый Израилев показа

Пустынна и безводна, говорит, страна язычников: пустынна потому, что некоторым образом была обнажена и лишена самых цветущих растений, разумеется – духовных, – была, по-видимому, питательницей одного только терния, матерью полевых деревьев и всего, что пригодно на истребление огню. Подобные плоды приносили некогда язычники. Но отверзу, говорит, издревле жаждущим на горах реки, то есть святых мужей, обогатившихся божественным и горним словом, изливающих и как бы источающих для жаждущих нечто в роде речных струй, так что некогда пустынная (земля), изменивши вид, обращается в луги водныя и рощи, жаждущая земля в водотечи. Водотечи же могут обозначать тех, которые в различные времена, в каждой стране и городе, были тайноводителями и церковными учителями, они, как бы из источников и рек боговдохновенного писания, восприяв слово в (свой) ум и сердце, переносят его в других, подобно некоторым водоносам, поливающим цветущие сады.

А каким образом пустыня обратится в луги водныя и будет тучною питательницей деревьев, (сему) научает, говоря: положу в безводную землю кедр, и смерчие, и мирсину, и кипарис, и тополю. Все это – деревья благовонные и негниющие. И святым присуще и благовоние, в духовном смысле, по причине чистой жизни, и то, что они не подвергаются порче, обуреваемые по немощи мирскими похотями, но стоят и утверждаются, так как Бог (их) укрепляет и поддерживает Своею помощью, ибо утверждает праведныя Господь, как написано (Пс. 36:17). Будут, говорит, реки, источники и водотечи и на горах и в полях, и, так сказать, везде; обратится и пустыня в луги водныя, чтобы призываемые чрез веру собственными очами увидели, и при помощи здравых размышлений уразумели, а также и научились – из величия сотворенного и неожиданной перемены – тому, что столь великое и славное обыкновенно совершается не просто и само собою, но напротив рука Господня это сотворила, то есть сила и власть боголепная, или Сын, чрез Которого все и в Котором все явилось и чудодейственно совершено Отцом; ибо не лжеименные боги, и не мировые стихии, и не мнимый бог века сего был их творцом, но Святый Израилев показа.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды

Но отверзу на горах реки и среди поля источники, то есть утешу Иудеев вестью о возвращении из Вавилона.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды

См. Толкование на Ис. 41:17

Лопухин А.П.

Ст. 18-19 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе

Символически рисуют картину чудесного превращения голой и сухой пустыни в дивный цветущий сад, обильно орошаемый различными водными бассейнами.

Отрою на горах реку, … пустыню сделаю озером… Один из излюбленных библейских образов (Пс. 106:35), неоднократно встречающийся и у пророка Исаии (Ис. 29:17; 30:23-25; 32:15; 35:7). Несомненно, что гористой и окруженной пустынями Палестине этот образ был хорошо знаком и потому особенно близок.

Посажу в пустыню кедр, ситтим, и мирту, и маслину… кипарис, явор и бук… Ученые авторы английского «Настольного Комментария» после подробного филологического анализа всех названных здесь древесных пород приходят к тому важному заключению, что «писатель этой книги был знаком с Палестинской областью, но не знаком с Вавилонской». Это - очень серьезное показание против вавилонского происхождения данной главы, на чем настаивает большинство представителей современной критической школы. Общий смысл всей этой символической картины тот, что жаждущая пустыня язычества, оживленная благодатными струями Святого Духа, превратится в цветущий сад Господень, так что в форме новозаветной Христовой церкви земле снова будет возвращен некогда потерянный ею рай. А это, разумеется, должно было служить не последним утешением и для плотского Израиля, как первообраза нового, духовного Израиля, т. е. Церкви Христовой. Невольно при этом приходят на память слова известной церковной песни: «неплодящая прежде церковь ныне процвете древом креста в державу и утверждение».

См. также Толкование на Ис. 41:17

Толковая Библия.