Толкование на Ис. 53:4

Свт. Иоанн Златоуст

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Подверженный многим мучениям, Он, однако, все их претерпел ради нас. Смотри, Он оплакал Иерусалим и, возмутившись духом, глубоко вздохнул и потом вызвал из гроба Лазаря, а также пришел в возбуждение по причине Иуды: «один из вас предаст Меня» (Мф.26:21). Он возмутился духом не потому, что Иуда намерен был предать Его, – иначе, как же Он мог сказать Отцу: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего» (Ин.17:1)? – но потому, что видел предателя имеющим оставить собрание двенадцати апостолов, и видел иудеев имеющими быть рассеянными по вселенной. Он скорбел не о Своих скорбях, но об их обстоятельствах; и вместе с тем нас научает горевать о несчастьях других. Не потому Он мучается, что был предан наказаниям, но затем, чтобы показать, что те, ради которых Он претерпевал такие наказания, не будут иметь в Него веры, что ясно показывает, говоря: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37, 38). «И мы вменихом Его быти в скорбях, в язве и во озлоблении, как бы от Бога« (этих слов в русском переводе нет). Справедливо сказано, что мы вменили Его «как бы от Бога», потому что Бог не принуждал Его к тому ни необходимостью, ни силою, но Он Сам предал Себя добровольно за наши грехи. «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф.27:40), говорили иудеи. Но все это ради вас, чтобы исполнилось сказанное: и мы не вменихом Его.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-6 Сей грехи нашя носит и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде и в язве от Бога и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших

Господь наш Иисус Христос «претерпе крест, о срамоте не радив» (Евр. 12:2) и был послушлив Отцу до смерти и страдал от нечестия Иудеев, чтоб, как я сказал недавно, уничтожить грех мира, потому что буква закона или служение законное ничего не могли совершить в этом отношении: «невозможно бо крови юнчей и козлей отпущаши грехи» (Евр. 10:4). Вне врат пострадати изволил, да освятит люди своею кровию, как говорит Павел (Евр. 1:3); ибо Он пострадал никак не за себя, совсем нет,-но за всю поднебесную. Об этом засвидетельствует и премудрый Павел, пишущий о Боге и Отце, что Он «Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть его како убо не и с ним вся нам дарствует» (Рим. 8:32)? И сам Он негде устами Псалмопевца говорит небесному Отцу и Богу: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:7-9). Итак, когда служение по закону оказалось не способным уничтожить грехи живущих на земле (ибо не угодны были жертвы из волов и заклание овец); то Он, истинный Агнец, вземляй грех мира, Сам Себя принес за нас в воню благоухания. Потом, претерпев телесную смерть, освободил всю поднебесную от смерти и греха; ибо Он один, будучи драгоценнее всех, пострадал за всех, дабы господствовать и царствовать над всеми. В этом удостоверит опять Павел, который пишет: «на сие Христос и умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Рим. 14:9), и опять: «един за всех умре», «да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» (Кор. 5:14-15). Посему справедливо пророк говорит, что сей-в язве сый и ведый терпети болезнь, имеющий опозоренное лицо, обесчещенный и ни во что вмененный: той грехи наша носит и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде и в язве от бога и во озлоблении. Опять обрати внимание на то, с каким искусством здесь пророческая речь движется вперед. Ибо здесь представляется лицо тех, которые не знали тайны Христовой и думали, что Он терпел страдание, как бы за свои собственные грехи. А мы, говорит, вменихом его быти в труде и в язве и во озлоблении, то есть, мы думали, что по Божию определению постигло Его страдание, как бы за некоторые грехи, и за сей грех он находится быти в труде и в язве и во озлоблении. Но это-не так; напротив той язвлен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша. Затем излагают другие мысли, из которых можно видеть, что Он, неведый греха, страдал ради нашего спасения и жизни. Древле мы находились во вражде с Богом, восставая против святых Его законов и не подчиняясь игу благопослушания и отказываясь служит Ему, Но, говорит, необходимо было наказывать бичом тех, которые дошли до такой дерзости, чтоб они, удалившись от зла, прекратили вражду и примирились с Богом, подклонив Ему свою выю и стараясь, исполнять угодное Ему. И это самое наказание, говорит, которому должны были подвергнуться согрешившие, дабы враждующие примирились с Богом, обрушилось на него. Это-то, мне кажется, и означают слова: «наказание мира нашего на нем». Но смысл сих слов делает более ясным, тотчас присовокупляя: «язвою его мы исцелехом»; ибо Он, как я сказал, пострадал за нас. «Вси яко овцы заблудихом»: «человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших». Итак мы заблудились, удалились от живого Бога, следуя своим удовольствиям. Но Господь всяческих, то есть, Бог и Отец предал Его грех ради наших, дабы освободить нас от наказания и спасти уверовавших. Имея в виду это, и Сам Христос сказал: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом

См. Толкование на Ис. 53:1

Лопухин А.П.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом

С по 6 ст. пророк дает ключ к разгадке такого удивительного и необъяснимого для большинства ветхозаветного человечества явления, как страдания и унижения Мессии. Еще из истории праведного Иова мы хорошо знаем, что в сознании ветхозаветных мудрецов положительно не укладывалась идея невинных страданий: если кто страдал, то он, следовательно, был грешен; вот обычная логика того времени, которую иудеи, конечно, стали бы прилагать и к страждущему Мессии, о Котором говорит здесь пророк, законно усматривая в словах пророка внутреннее противоречие: если тот, о ком ты говоришь - Мессия, то Он не должен страдать (потому что Он должен быть невинен); если же Он будет страдать, то это - уже не Мессия. Пророк Исаия и разрешает здесь это мнимое противоречие, раскрывая, что хотя Мессия и будет страдать, но не за Свою личную вину, а за наши общие грехи, Он явится Невинным Страдальцем, почему Его страдания и будут иметь такую исключительную, очистительно-искупительную силу.

Для лучшего понимания как данного стиха, так и всего рассматриваемого отдела (4-6), толкование 4-го ст. следует начать со второй его половины, где дается исходный пункт речи.

Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Пророк здесь соединяет себя с уверовавшими иудеями и как бы от лица их говорит об их бывшем заблуждении и раскаянии в нем. Сущность заблуждения иудеев, по их собственному сознанию, заключалась в том, что они, видя Мессию, переносящим ужасные страдания и позор унижения, думали, что Он - великий грешник, если Бог наказал его так сильно. Еврейский глагол, указывающий на это наказание - nega - намекает, главным образом, на проказу (Лев. 13:3, 9, 20; Чис. 12:9-10; 4 Цар. 15:5 и др.), что согласно и с контекстом (3 ст.). И из истории крестных страданий Спасителя мы, действительно, знаем, что многие в самом факте позорной Его смерти видели уже доказательство Его самозванства и Божественной кары за это (Мф. 27:43). О том же говорит и известный евангельский возглас Божественного Страдальца: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Точно так же Евангелия отмечают и то, что у самого же подножия креста были уже уверовавшие в Распятого, как, например, один из распятых с ним разбойников и римский сотник (Лк. 23:40-43, 47).

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Мы думали, что страдания на Мессию посылает Бог за Его грехи; но нет мы жестоко заблуждались: оказывается, Он Сам добровольно понес наши немощи и наши болезни. Исходя из содержания догмата искупления, многие экзегеты склонны под «немощами» и «болезнями» разуметь исключительно духовные немощи, т. е. «грехи» людей, но евр. термины - makib и holi - не употребляются для обозначения понятия «грех». Поэтому, гораздо правильнее толковать эти определения в их прямом, буквальном смысле, так как «немощи» и «болезни», в качестве следствия грехопадения, являются лучшим указанием и на производящую их причину. Вместе с тем, тут нельзя не видеть также соответствия и с содержанием 3-го стиха («муж скорбей и изведавший болезни»), в котором, вообще, описывается уничиженное состояние Мессии, которое здесь выясняется.

Толковая Библия.