Толкования на Исх. 12:8

Свт. Григорий Богослов

пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

«С горькими травами», потому что жизнь по Богу горька и трудна, особенно для начинающих, и она презирает удовольствия.

Слова. Слово 45.

Свт. Григорий Нисский

пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

Под снедью же, предлагаемой нам прямо с огня, разумею ту горячую и пламенеющую веру, которую приемлем без замедления и которой вкусив сколько с первого раза принято ядущим, все сокровенное в этих твердых и неразлагаемых понятиях и глаголах оставляем без пытливости и разведывания, предавая такую пищу огню.

О жизни Моисея законодателя.

Свт. Василий Великий

пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

См. Толкование на Исх. 12:1

Свт. Кирилл Александрийский

пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

См. Толкование на Исх. 12:1

Свт. Максим Туринский

пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

Они также совершенно не знали требований самого Моисея, который особо заповедал им съесть эту горечь, когда он установил им таинство Пасхи для празднования и сказал: «Вы будете есть это с горечью, ибо это Пасха Господа». Не так, как те считают, приказал он, чтобы они ели очень горькие на вкус дешевые травы, вместе с печеным мясом агнца ели, нет! Он указал на пользу горьких поучений слов Христа, чтобы они были поглощаемы вместе с таинством страданий Господа. Разве не кажутся горькими поучения Господа, когда Он говорит: «Если хочешь быть совершенным, оставь все твое и иди, следуй за Мной», или когда говорит: «Не имей двух одежд, ни сумы, ни обуви»? Это - горькое лекарство поучений для душ.

Проповеди.

Ориген

пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

Все христиане, которые вкушают плоть Агнца, ежедневно приемлют плоть Слова: Ибо наша Пасха - Христос закланный. И поскольку закон Пасхи таков, что ее вкушают вечером, ибо вечером мира пострадал Господь, ты всегда вкушай от плоти Слова, ведь у тебя всегда вечер, пока не настанет утро. И если этим вечером ты будешь внимателен и в плаче, и посте, и во всяком труде правды проведешь жизнь, сможешь и ты сказать: Вечером водворяется плач, а на утро радость (Пс. 29:6). Ибо утром ты будешь радоваться, то есть в будущем веке, если в этом веке соберешь плод правды в плаче и труде.

Гомилии на Книгу Бытия.


И мясо, испеченное на огне, надо есть с пресным хлебом, ибо Слово Божие - не только плоть, ибо Он говорит: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6:48), и: Хлеб же, сходящий с неба, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6:50). Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вечно (Ин. 6:51). Однако не следует упускать из виду, что в словоупотреблении хлебом называется всякая пища, как и Моисей пишет во Второзаконии: сорок дней хлеба не ел и воды не пил, вместо того чтобы сказать: «Не вкушал ни сухой, ни влажной пищи». То же самое я наблюдал и в том, что сказано у Иоанна: Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51).

…Или в покаянии за прегрешения наши, печалясь печалью по Боге, творя покаяние ради непреложного нашего спасения, мы едим мясо агнца и пресный хлеб с горькими травами, или в искушениях, взыскуя и питаясь обретаемым созерцанием истины.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.


Наконец, и пресный хлеб с горькими травами предписывается есть, и невозможно достичь земли обетования иначе как пройдя чрез горечь. Так и врачи примешивают к лекарствам горечь с целью спасения и ради здравия больных, так с целью спасения и Врачеватель наших душ пожелал, чтобы мы терпели в этой жизни горькое в различных искушениях, зная, что конец этой горечи готовит нашей душе сладость спасения. И напротив, конец сладости, которая присутствует в телесных удовольствиях, как показывает пример этого богача, оборачивается горечью в муках ада.

Гомилии на Книгу Чисел.

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы.

Ст. 8-9 И снедят мяса в нощи той печена огнем, и опресноки с горьким зелием снедят. Не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою

Когда жертва, принесенная в дар Богу, отдается для снедения людям принесшим ее, это означает, что Господь, умилостивленный ею, вступает с ними в ближайшее общение подобно тому, как гостеприимство служит знаком близких отношений между хозяином и гостем, – и что соединяющиеся за общею трапезою Господнею должны иметь живое общение в Господе между собою. Весьма знаменательны все подробности предписаний касательно снедения жертвенного агнца. Агнца надлежало приготовить для снедения в таком виде, чтобы он оставался цельным, без раздробления на части и с сохранением в нем соков. Нельзя было отделять от туловища ни головы, ни ног, самые внутренности – желудок, печень и прочее должны были оставаться в туловище, по освобождении их от нечистот. Для сохранения агнца в целости, надобно было испечь его над огнем, а не варить в сосуде с водою, ибо в последнем случае труднее было бы сохранить его в цельном виде и в полном соку. Для чего же нужно было оставить агнца в таком виде. Для того, чтобы идущие могли видеть в нем наглядное изображение того единства, той неразрывной духовной связи, в какой они должны находиться с Господом и между собою, подобно тому, как причащающиеся от единого таинственного хлеба Евхаристии входят в приискреннее общение с Господом и в отношении друг к другу составляют в общении с Ним единый хлеб, единое тело (1 Кор. 10:16–17). Что же касается до того, что агнец должен быть выпечен совершенно, так, чтобы ничего не оставалось сурового, т.е. недопеченного, недоспелого, причина этого объясняется тем, что мясо недопеченое с трудом снедается, между тем как из следующего стиха будет видно, что мясо пасхального агнца должно быть съедено все в одну ночь, – из него не велено было ничего оставлять до утра. – Мясо пасхального агнца надлежало есть с опресноками и горьким зельем. Опресноки, как хлебы лишенные мягкости и менее вкусные, чем хлебы вскисшие, должны были напоминать Евреям об их состоянии в Египте, и потому называются хлебами озлобления (Втор. 16:3). Кроме того, на основании Апостольского наставления о праздновании новозаветной пасхи, не в квасе ветсе, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины (1 Кор. 5:8), некоторые думают, что опресноки, как хлебы чистые от изменяющей и повреждающей естественное свойство муки закваски, должны были напоминать вкушающим о той душевной чистоте, какую они должны соблюдать во время вкушения. – Горькое зелье было также символом той горькой участи, какую Евреи терпели в Египте.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

Пасхальная трапеза символизировала общее единение участников трапезы между собой и с ее учредителем — Богом. На такое значение пасхальной вечери указывают условия вкушения агнца. Приготовляемый без раздробления на части, пасхальный агнец являлся символом единства и целостности, указывал, что вкушавшие его должны вступить в общение с Господом. В связи с выражаемой пасхальной трапезой мыслью об общении евреев с Богом стоит повеление вкушать агнца с опресноками и горькими травами. В Египте Израилю грозила опасность заразиться развращением своих повелителей (Нав. 24:14). Но Господь вывел его из страны порабощения, избрал в народ чистый, святой. Как таковой, он должен изгнать из своей среды прежнюю закваску — нравственную порчу, начать новую безгрешную жизнь. Знаком этого и служило оставление в праздник Пасхи квасного хлеба, символа всего порочного (Мф. 16:6; 1 Кор. 5:7–8), и вкушение опресноков, хлеба чистого (евр. mazzot — чистый, ср. 1 Кор. 5:8). Побуждением проводить такую жизнь служило, в особенности, божественное благодеяние — освобождение от египетского рабства. Напоминанием о горечи этого последнего служило вкушение горьких трав (πικρίδων — LXX, род самой горькой травы, соответствующей дикому латуку), употребление которых, равно как и горькой пищи, служит обычным символом бедствий и страданий (Пс. 68:22; Иер. 2:19). «Не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне» не стоит в противоречии с Втор. 16:7: «ты должен сварить (башал) и есть». Глагол «башал» не значит «варить», а просто «делать готовым», и потому может быть одинаково употреблен и по отношению к печению на огне, и варению в воде.