Толкования на Исх. 15:2

Прп. Ефрем Сирин

Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его

См. Толкование на Исх. 15:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

Помощник и покровитель бысть мне во спасение. Сей мой Бог и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его

Бысть мне во спасение. Кому мне? Всему Израильскому народу. Весь народ, как бы одно лицо, миллионами уст исповедует, что он обязан своим спасением от руки Египтян единственно Господу. Он, один Он, явился помощником и покровителем мне. – Сей мой Бог, и прославлю Его. Как Он усвоил меня Себе, сделал меня Своим народом, по особенной милости ко мне, так и я Его только буду знать, как моего Бога и Его единого прославлять, отвергая других богов. – Бог отца моего, и вознесу Его. Он – тот самый Бог, Которому служил родоначальник мой Авраам. Ему и я буду служить и превозносить Его, видя надо мною исполнение обетований, данных Аврааму. Он предрек Аврааму, что произведет суд над народом, у которого потомки его будут в порабощении, и что они переселятся в землю Ханаанскую (Быт. 15:14). Первая часть сего предречения исполнилась, несомненно уповаю, что исполнится и последняя.

Толкование на паремии из книги Исход

Лопухин А.П.

Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его

Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти — дело не сил Израиля, а силы Господа (14:31); народ заявил себя только испугом и воплями (14:10), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля (ср. Быт 28:20–21). Он, хранивший отцов (1 Пар 16:19–22), исполнил данные им обетования (Быт 15:14), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым (2 Цар 22:47; Пс 98:5; 117:28; Ис 25:1; 57:15).