Толкования на Ос. 2:23

Свт. Кирилл Александрийский

И всею оную Себе на земли и помилую Непомилованную: и реку не людем Моим: людие Мои есте вы: и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси

Слово: себе опять разумей в двояком смысле. Соделаю, говорит, ее как бы цветущею и плодовитою (ясно, что синагогу иудейскую), не такою, которая только по неволе исполняет закон Мой, и не такою, которая упорно привязана к образам, но такою, которая проникнута полною готовностью исполнять то, что угодно и любезно Богу, и что служит к ее собственному благополучию. Итак всею себе, и она восприимет Мое семя, под которым мы должны разуметь евангельское учение, а не закон, данный чрез Моисее, как в начале, ибо древле она была возделываема (подготовляема) образами.

Но слово: себе можно понимать и другим способом. Сам я буду, говорит, заботиться о ней и как бы землю тучную и хорошо возделанную засею не чрез кого либо другого, но чрез Себя самого; ибо Бог и Отец возглаголал нам в Сыне, между тем как древним говорил чрез Святых пророков многочастне и многообразне (Евр. 1, 1). И Сам Спаситель бесчисленное множество уверовавших уподобляет засеянным нивам. Посему святым апостолам Он сказал: не вы ли глаголите, яко еще четыре месяцы суть, и жатва приидет? Се глаголю вам: возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. И жняй мзду приемлет. Жатва многа, делателей же мало. Молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою (Иоан. 4. 35, Матф. 9, 37-38).

Итак когда Спаситель наш ниспослал нам духовный дождь, мы соделались землею пожеланною, по слову пророка (Малах. 3, 12); ибо Он нас засеял Себе и Израиль назван земледелием Божиим. Он помилует непомилованную и некогда не народ назовет народом,— и сам Израиль, оставив древнее заблуждение, познает истинного Бога и скажет: Бог мой еси ты, хотя древле по безмерному неразумию вопиял: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же невемы, откуду есть (Иоан. 9, 29). Не познавши же Сына не познали и Отца; об этом засвидетельствует Сам Спаситель говоря: аще мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте (Иоан. 8, 19). Но после того как они призваны к познанию и исповедали Сына, они чрез Него и в Нем увидели Отца; ибо истинно говорит Иоанн: отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына,и Отца имать (I Иоан. 2, 23.).

Толкование на пророка Осию.

Свт. Амвросий Медиоланский

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

Не только действие Отца, Сына и Святого Духа повсюду одно, но также и одна и та же воля, один призыв, одно повеление. Это отчетливо можно наблюдать в великом и благотворном таинстве Церкви. Ибо подобно тому, как Отец призвал народы в Церковь, возгласив: скажу не Моему народу: «ты Мой народ» и назову нелюбимую Мою возлюбленной Моей, а в другом месте: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис 56:7), - так и Господь Иисус говорит, что Павел Им избран с целью призвать и собрать Церковь. И подобным образом можно понять то, что сказал Господь Иисус Анании: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами (Деян 9:15).

О Святом Духе.

Свт. Иоанн Златоуст

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

И Осия, говорит Павел, давно писал об этом так: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною (Рим 9:25). Чтобы не сказали: ты вводишь нас в заблуждение, - [апостол] говоря это, призвал в свидетели Осию, который взывает и говорит: не Мой народ назову Моим народом. Кто же это были - «не Мой народ»? Очевидно, язычники. Кто - «не возлюбленная»? Опять они же. Однако же, о них сказано, что будут народом, возлюбленной и сынами Божиими. Там названы будут сынами Бога живого (Рим 9:26), - продолжает апостол. Если станут говорить, что это сказано об уверовавших из иудеев, то и тогда наше толкование будет уместно. Если произошла такая перемена с теми, которые после многих благодеяний оказались неблагодарными и чуждыми, утратили даже то, что делало их народом, то что могло воспрепятствовать призванию и удостаиванию за послушание таких же милостей тех, которые отчуждены были не после того, как приняты, но с самого начала были чужды? Апостол не довольствуется тем, что сослался на Осию, но после него приводит слова Исаии, который говорит согласно с Осией.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Блж. Иероним Стридонский

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты мой Бог

См. Толкование на Ос. 2:21

Иаков Афраат

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

Вечное царство наследует народ святой; народ святой, который был избран вместо [еврейского] народа. Я раздражу их народом, который не был народом, народом бесмысленным огорчу (Втор 32:21), и [Господь] освободил народ святой. <…> И даже если некто служит завету Божьему, тотчас становится свободным, иудеи же рабствуют язычникам.

Тахвиты.

Лопухин А.П.

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ », а он скажет: «Ты мой Бог!»

Во время облагодатствования Израиля зловещие имена сыновей пророка - Иезреель, Лорухама и Лоамми - будут изменены в имена благовествующие. Ход мысли пророка и избранные им выражения показывают, что в своем утешительном обетовании он имеет в виду не только ближайшее будущее - освобождение из плена, но и отдаленное, наступившее с пришествием Мессии. Конец II-й гл. представляет раскрытие Мессианского обетования I:10 и II:1, а ст. 23 в Новом Завете (1 Пет II:10; Рим IХ:25) толкуется, как предвозвещение о призвании язычников к богосыновству во Xpисте.

Беда Достопочтенный

И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»

Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет 2:10). В этих строчках апостол явно указывает, что написал это послание по поводу тех язычников, которые пришли к вере, которые когда-то были отчуждены от жизни народа Божия, а теперь по благодати веры соединились с народом Его и сподобились милости, на которую не ведали как уповать. Перенял же Петр эти слова у пророка Осии, который предвещал о призвании язычников: не Мой народ назову Моим народом (Рим 9:25), и помилую Непомилованную (Ос 2:23). И также апостол Павел говорит: И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго (Рим 9:26).

О семи Кафолических посланиях.