Толкования на Пс. 2:7

Свт. Афанасий Великий

возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя

Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч., то есть, естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я — образ ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати присовокуплено «ecи» в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти; потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временного рождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующие слова: родих Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа.

Толкование на псалмы.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя

См. Толкование на Мф. 1:1

Свт. Феофан Затворник

Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя

Возвещаяй. В Еврейском: возвещу. Здесь вдруг вводится новое говорящее лицо, именно Тот Самый Царь, о Коем только что поминал Отец Небесный. Такого рода перемены лиц говорящих нередки в песнях поэтических. (Смысл употребленного слова (сафар) можно выводить из снесения (сравнения) следующих мест: Пс. 47,13; Суд. 7,13; Быт. 40,8; 41,12; 4 Цар. 8,4-5; Исх. 18,8; Пс. 9,2,15; 21,23; 43,2; 72,28; 25,7; 65,16; 74,2; 77,3-4; 95,3; 101,22; 117,17; 144,6; Исх. 9,16; 1 Пар. 16,24). Отсюда следует, что Мессия берет на Себя поведание, возвещение, проповедь открытую, верную, неутомимую, славную для Отца Его и спасительную для рода человеческого, которую потом и исполнил как Сам Своими устами, так и устами Апостолов и других служителей новозаветного слова (см.: Рим. 15,8; Ис. 61,1; Лк. 4,18). Это одна из сторон Его искупительного дела, пророческое служение, которое может быть совершаемо только речью, или словом.

Повеление. Это выражение обнимает все евангельское учение о благоволении Божием к нам во Христе, о коем Христос возвещал Сам с такою точностью, что ничего не позволял Себе говорить иного, как то, что повелел Ему Отец (см.: Ин. 14,31; 12,49; 5,30; 6,40; 8,28; 18,37; Лк. 4,18, 43). Как пред сим в стихе 6 говорил Иегова, так теперь продолжает говорить Мессия (наряду с Иеговою поставленный в стихе 2) о решении и постановлении сего Иеговы, или Отца Своего, по коему Ему благоугодно было, чтоб вечное Слово Его, или Единородный Сын, родившись некогда от семени Давидова или воплотившись, стал Искупителем рода человеческого, Спасителем и Царем.

Господь рече ко Мне. Смысл: как Отец объявил про Свою волю о поставлении над Сионом Царя и о последующем утверждении Царства (стих 6), так и Я, Мессия, равно возвещу основы сего Царства, именно несмотря на то, что Я; сын Давида по плоти, существенно есмь предвечный Сын Божий, Коего Отец исповедует вечно рождаемым, Который, ипостасно соединяясь во времени с человечеством от семени Давидова, стал Царем нового Царства, Коему предназначены в наследие все языки. Нет нужды исследовать, когда и где изрекает сие Отец: ибо, будем ли мы смотреть на сие с точки определения о сем прежде всякого времени или с точки исполнения определения во времени, всегда слышишь ты Отца, изрекающего о Мессии, что Он Сын Его есть Единородный и существенный. Так было возвещено при Благовещении (см.: Лк. 1,32), при Крещении (см.: Мф. 3,17) и при Преображении (см.: Мф. 17,5). Так Сам Отец всем указывает на Сына и Сын не имеет нужды славиться Сам (см.: Ин. 5,23; ср.: Пс. 109,1).

Сын Мой еси Ты. Здесь речь не о сыне усыновленном или о лице каком, Богу особенно возлюбленном, каковы Ангелы (см.: Иов. 1,6) или главы народа (см.: Пс. 81,6), но о Сыне Единородном (см.: Ин. 1,14; 3,16, 18),— собственном или существенном (см.: Рим. 8,32), Сыне истинном (см.: Ин. 5,20) и возлюбленном (см.: Мф. 3,17; 17,5; 2 Пет. 1,17), Каковым Он не может быть иначе, как чрез вечное и существенное рождение (см.: Евр. 1,5), вследствие коего у Родителя и Рождаемого пребывает одна и та же природа; почему Сын Сей именуется Сущим в лоне Отчем (см.:Ин. 1,1-2). Он есть у Бога и есть Бог (см.: Ин. 1,18).

Аз, то есть Иегова, Отец, о Коем намекается и в Притчах (см.: Притч. 30,4).

Днесь, то есть в неподвижно-сущей вечности, не имеющей ни прошедшего, ни будущего, или прежде сложения мира (см.: Ин. 17,5; Притч. 8,21-24; Мих. 5,2). У Бога тысяча лет, как день вчерашний и стража нощная (см.: Пс. 89,5; 2 Пет. 3,8). Днесь не означает какого-либо определенного момента времени, ибо исходы Сына из начала от дней века (см.: Мих. 5,2; Мф. 2,5—6). Словом: днесь — выражается вечность. Но чтобы рождение не было сочтено несовершенным, Он употребил слово: родил. Припомним слова Господа: прежде нежели Авраам не бысть, Аз есмь (ср.: Ин. 8,58).

Родих Тя, то есть причастником одного и того же Божественного естества Тебя делаю и содержу неизреченным образом, не разделяясь. Почему Господь говорит: Отец во Мне и Я во Отце (см.: Ин. 14,10). Потому же Сын именуется сиянием славы и образом ипостаси Бога (см.: Евр. 1,3), образом Бога невидимого, перворожденным всея твари (ср.: Кол. 1,15). Рождение не есть нечто идеальное, созерцаемое, но действительное, существенное.

Толкование на некоторые псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя

«Возвещаяй повеление Господне». Потому что царствует не над горою только Сионом, но над видимым и невидимым, и над всею тварию. На горе же Сионе и в Иудее приходящим к Нему предложил Божественное Свое учение, и приявшие сие учение, повинуясь Божественным Его повелениям, потоки онаго излияли в целую вселенную. Ибо сказано: «шедше научите вся языки» (Мф. 28:19). Сие же: «Аз поставлен есмь Царь от Него», говорит по человечеству; ибо как Бог, Он имеет царство по самой природе; а как человек, приемлет помазание на царство. А что, как Бог, имеет Он безначальную державу, сему научает тот же самый Пророк, говоря: «престол Твой Боже в век века, жезл правости, жезл царствия Твоего» (Пс. 44:7). Блаженный Павел говорит, что псалом сей изречен о Сыне (Евр. 1:8). Впрочем, как Бог, имеет Он царство, а как человек, приемлет оное. Подобно сему, именуясь Вышним, как Бог, вознесен Он, как человек. И Давид, провозглашая Божественную высоту, говорит: «и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един вышний по всей земли» (Пс.82:19). И Захария говорит Иоанну: «и ты отроча, Пророк Вышняго наречешися» (Лк.1:76). О высоте же по человечеству учит блаженный Павел, говоря: «темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени» (Флп.2:9). И имя: «Сын единородный» прежде веков имел Бог-Слово как сродное Ему по существу, однако же, имея, как Бог, наименование Сына, приемлет оное и как человек. Посему и в настоящем псалме Пророк присовокупил, говоря: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». Изречение сие всякий верующий учению Божественнаго Духа да не относит к божеству Владыки Христа; потому что об оном, как слышим, Бог всяческих вещает чрез Давида: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс.102:3). Посему, как человек, приемлет и сказанное выше, как человек, слышит и присовокупляемое:

Евфимий Зигабен

возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя

Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты: Аз днесь родих Тя

Под этими словами разумеется здесь и предвечное рождение Бога—Сына от Бога—Отца и божественное домостроительство о воплощении Его во времени. Словом днесь выражается как бы грань между вечностию и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком, предуведенный прежде сложения мира, явившийся же в последние времена, егда прииде кончина лета (Пет. 1,20; Гал. 4,4); а словом родих обозначается самое исполнение домостроительства о воплощении Его. Ибо Бог Отец называется Творцом и Зиждителем всего.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя:

На сем основании дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: понеже есмь истинный и соестественный Сын Божий, родившийся от Отца прежде век. Отсюду явствует, что пророк глаголет здесь о предвечном рождении Божия Сына от Отца, чему и Апостол Павел, согласуя, в послании к Евреем тако глаголет: толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. Кому бо рече когда от Ангел: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя? (Евр. 1:4–5). Сие Апостольское место нельзя разуметь о рождении Сына Божия по плоти, или о рождении временном. Ибо, по рождению временному, и Ангели суть сынове Божии, как явствует из 1, 2 и 3 главы Иова; но Апостол тщится доказать, что Христос есть Сын по существу, а Ангели служители по творению. Итак, приведенныя Апостолом слова из Псалма сего должно непременно разуметь о предвечном рождении Божия Сына. Сему толкованию согласует и оное речение: днесь, которое означает вечность, заключающую в себе прошедшее, настоящее и будущее время, – неделимое, непреходящее, но вечно пребывающее. И хотя кажется то странно, чтобы от отца без матере родиться: однако Бог, имея непостижимую силу, мог родить Сына неизреченным образом. Сие‐то предвидя, и пророк Исаия возопил: род же Его кто исповесть (Ис. 53:8)?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 7-9 возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

Определение это объявляет Мессию Сыном Божиим (Сын Мой еси Ты), обещает Ему, как отеческое наследство, господство над всеми народами земли и власть наказывать (упасеши жезлом железным) и истреблять (сокрушиши) эти народы, если они будут упорствовать.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя

См. Толкование на Пс. 2:6

Прот. Григорий Разумовский

возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя

См. Толкование на Пс. 2:6