Толкования на Пс. 13:3

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-4 Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша

Несть творяй благостыню, несть до единаго. Господь, пришедши, не нашел ни одного делателя благостыни, но всякий оказался виновным во всяком гнусном деле. Гробь отверст гортань их. [По некоторым чтениям четвертый стих псалма сего читается так: гроб отверст гортань их, языки моими лщаху, яд аспидов под устами их: ихже уста клятвы и горести полна суть: скоры ноги их пролияти кровь, сокрушение и озлобление на путех их: и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очами их: ни ли уразумеют и проч.]. И демоны, как снедь, держали человека в гортани своей, не представляя, что Бог не может забыть создания Своего.

Ни ли уразумеют еси делающии беззаконие. Слово «Господа» должно читать после знака препинания и брать вне связи речи, чтобы выходил такой смысл: все уклонились и сделали это; не познают они Господа. Господа не призваша снедающии люди Моя в снедь хлеба. Ибо снедали людей Его, убеждая покланяться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Ибо так вместо прошедшего времени должно читать будущее.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

См. Толкование на Пс. 13:2

Блж. Феодорит Кирский

Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

См. Толкование на Пс. 13:2

Евфимий Зигабен

Вси уклонишася, вкупе неключими (сделались гнусными) быша: несть творяй благостыню, (доброе) несть до единаго

Все, говорит, уклонились в выше сказанные своевольства и все сделались гнусными, потому что сделались мерзкими и ненавистными пред Богом, и из среды их не осталось ни одного хорошего.

Надобно заметить, что в некоторых изданиях св. Писания – Лейпцигских – в этом псалме сделано прибавление. Ибо, думая, что апостол Павел приводит сей псалом в послании к Римлянам (гл. 3) и после слов: «нет ни одного», прибавляет: гроб отверст гортань их и прочие слова, некоторые думали, что сии слова взяты из настоящего 13 псалма и посему внесли оные в сей псалом и тем увеличили его до следующих слов: ни ли уразумеют еси. Однако ж это мнение их ошибочно. Ибо ап. Павел взял эти слова из Соломона, Исаии и других псалмов Давида, а не из сего псалма. При том должно заметить, что ап. Павел берет сии слова Давида вообще, когда говорит: все согрешили, не исключая никого. Ибо мы прежде доказали, говорит, что иудеи и все еллины находятся под грехом, как написано, нет праведного ни одного, нет разумеющего, нет ищущего Бога, – все уклонились и пр. (Римл. 3,10-12). Почему и Феодорит сказал: такова-то была жизнь каждого до пришествия нашего Спасителя.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго.

Сказав, что человеческое естество стало быть растленно и по разуму и по воле, здесь показывает, что он сие не от себя глаголет, но познал из откровения Божия. Ибо Бог как Сам зрит вся и ведает, так и Пророкам Своим многая открывает. Господь, глаголет, с небесе приниче на сыны человеческия. Чего ради? Видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. То есть, обретается ли на земли хотя один человек не растленный по разуму и по воле, который бы любил и искал Бога, высочайшаго онаго блага? Что же Бог сообщил ему с небесе, извещает следующими словами: что все уклонилися от света премудрости и от путей правды, и все равномерно неключимы, то есть, непотребны и мерзки соделались пред Богом, так что нет ни единаго человека, который бы расположен был к добру, и который бы любил добродетель.

Но здесь встречается вопрос: каким образом Давид изъемлет всех до единаго из числа добрых людей, а немного ниже сам упоминает о людях праведных, надеющихся на Бога.

Потом, ежели все сделались растленными и нечестивыми, то кто был оный Израиль, о спасении котораго на конце псалма пророчествует? Паче же, когда сам он был един из числа благочестивых, то чего ради по крайней мере себя от прочих не отличает? На сие вкратце ответствуем, что все вышереченное сказано вообще о людех, каковы они суть по растленному естеству, а не каковы суть по благодати Божией. Хотя бо в Священном Писании и сказано, яко растли всяка плоть путь свой на земли (Быт. 6:12): однако там же говорится, яко Ное человек бе праведен и совершен в роде своем (Быт. 6:9). Ибо по благодати Божией бывают люди совершенно праведные и благочестивые, которых Бог нарицает в следующем стихе людьми Своими, защищая их от растленных оных людей, кои гонят их, и за ничто вменяют.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

См. Толкование на Пс. 13:2

Прот. Григорий Разумовский

Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

См. Толкование на Пс. 13:2