Толкования на Пс. 22:1

Свт. Афанасий Великий

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит

Псалом Давиду

Содержание: Предложенный псалом воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что пасет их Господь, и описывают также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их.

Господь пасет мя. Величаются о Господе пасомые Им.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Псалом Давида. Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться

Будем иметь страх Божий, будем непорочны пред очами Господа — вот все, что нужно для человека! - Отложим заботу обо всем прочем! Господь бодрствует над нами. Его Провидение печется о наших нуждах, неожиданно подает нам помощь, избавляет нас от опасностей, поддерживает наше стремление к добру, облегчает бремя бедствий, неразлучных с жизнью, услаждает наши горести, утешает нас в унынии, исполняет нас святыми надеждами!… Его Божественная рука да направляет наши стопы; будем повиноваться Его велениям, тогда, с чувством живой благодарности, воскликнем вместе с царственным пророком: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя». (Пс. 22:2).

Прп. Амвросий Оптинский

Ст. 1-2 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя

Сам Господь, как Пастырь, пасет нас, и ничего не лишил, что потребно к нашему спасению. Безсловесных овец обыкновенно пасут при воде, на местах обильных для питания травами. И Господь пасет словесных овец Своих – вообще православных христиан в оградах единой, святой, соборной Своей Церкви, а монашествующих в оградах монастырских, и обильно питает всех нас учением Божественных словес. Под водою покойною должно разуметь воду Св. Крещения, которою мы, будучи крещаемы в младенчестве, омываемся от прародительскаго греха, а если крестятся взрослые, то им прощаются и собственные их грехи.

Из писем.

Блж. Феодорит Кирский

В конец, псалом Давиду. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит

И в сем псалме заключается та же мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк сказав в предыдущем псалме: «ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его» (Пс.21:27); еще: «ядоша и поклонишася вси тучнии земли» (Пс.21:30), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: «Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя» (Ин.10:14). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля (Иез.34:13 и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит», потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами.

Евфимий Зигабен

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит

Господь есть Пастырь, как сам Он о Себе говорит в Евангелии: Я пастырь добрый (Иoaн. 10,14). Ибо Он нашел язычников блуждавшими, как овцы, на местах гибельных и привел их в спасительные ограды Церкви, где и пасет и питает их. Почему каждый из сих язычников, повествуя о благодеяниях Его, благодарит за сие Господа сими словами: Господь пасет меня; итак у меня не будет недостатка ни в чем необходимом и полезном для питания и спасения моего.

Еп. Ириней (Орда)

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит

Псалом этот написан Давидом, вероятно, в позднейшие годы его жизни, так как он предполагает уже многие опыты отеческой благодатной помощи Божией и дышит совершенно спокойным настроением. Первоначально он имел целью прославить пастырское попечение Божие, оказанное Давиду во время его многотревожной жизни, и изобразить наполнявшее душу псалмопевца безусловное, детское доверие ко Господу, явившееся результатом многих опытов помощи и милости Божией; но без сомнения скоро же и все общество Израиля усвоило себе этот псалом и употребляло его в более духовном смысле при богослужении, так как оно привыкло представлять себе Господа своим Пастырем, а себя Его стадом (ср. Пс. 27:9; 77:52; 79:2; 94:7. Мих. 7:14. Ис. 40:11;63:9).

В ст. 1-м содержится тема всего псалма: «Господь пасет меня, и ничего не лишит меня», и затем следует развитие ее, и с начала первой половины: «Господь пасет меня», изображением пастырской деятельности и пастырского попечения Божия, и говорится, что Бог заботится о выборе хорошего пастбища и водопоя для своих овец, водит их хорошею дорогою, защищает в величайших опасностях, так что они могут быть совершенно спокойны и безопасны под Его пастырским жезлом. – Далее развивается другая половина темы: «и ничего не лишит меня», изображением того, как Бог питает и кормит своих верующих. Под Его милостию и покровительством, избранные Его, к досаде супротивников, имеют обилие всего и притом на всю их жизнь.

Спаситель в одной из своих притчей называет Себя добрым Пастырем, а верующих – Своими овцами (Ин. 10:1 и д. ср. 1 Пет. 2:25; 5:4); Он явил Себя добрым пастырем, положивши за них Свою жизнь, проливши Свою кровь (Евр. 13:20; Великий Пастырь Кровию). Злачное место – пастбище – Спаситель приготовил нам в Своей Церкви, где подает в пищу Свое Пречистое Тело.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит

Псалом мог быть написан по одному поводу с Пс IV, т. е. во время бегства от Авессалома из Иерусалима, когда Сови, Махиром и Верзеллием ввиду войск Авессалома было принесено пропитание для Давида и его спутников (см. 5 ст. ср. IV Пс 8 ст.) Есть здесь косвенный намек, что Давид чувствует некоторую вину пред Господом (см. 3 ст.). А мы указывали, что в большинстве псалмов происхождения из времени гонений Авессалома или прямо, или косвенно выражается Давидом сознание своей виновности пред Богом.

Господь мой пастырь, покоящий меня и оберегающий даже в долине смертной

«Господь - пастырь мой» - основная мысль псалма, подробно раскрытая во всем его содержании. Как пастырь, Господь охраняет и питает Давида.

Прот. Григорий Разумовский

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит

Ни надписание (обычное многим другим псалмам: Псалом Давиду), ни содержание сего псалма не дают ясного указания на время и случай его написания. Отцы Церкви (как, например, Афанасий Александрийский [3, с. 981) думают, что псалом этот составлен пророком Давидом как благодарственная песнь от лица язычников, имеющих обратиться ко Христу. Последние сознавая и чувствуя себя во всем удовлетворенными и со всех сторон обеспеченными, выражают свои чувства следующими словами:

Господь пасет мя и ничтоже мя лишит

То есть Сам Господь Пастырь мой: Он пасет меня и ничего не лишит меня, под Его водительством и пастырством я ни в чем нуждаться не буду, не лишит ни вещественных благ, ни духовных. При этом само собою предполагается и является в мыслях другое, противоположное состояние – лишения, скудости, духовной бедности в отчуждении от Бога, без веры в Него, в каковом состоянии пребывают все неверующие, все язычники, забывшие Бога.

Объяснение священной книги псалмов.