Толкования Пс. 50:12

Свт. Афанасий Великий

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Сердце чисто созижди во мне, Боже. Обнови, говорит, обветшавшую душу мою, расстроенную грехом. И дух прав обнови, то есть, утверди, во утробе моей. Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Давид просит «духа правого», который приводил бы на правый путь. И затем просит благодатного дара, управляющего страстями и делающего то, чтобы душа не находилась в рабстве у страстей. Так как сердце Давида развратилось и из состояния целомудрия вступило на путь греха, страстей и удовольствия, и так как он несправедливо произнес решение, погубившее мужа, сделался рабом вожделения и впал в прелюбодеяние, то и просит Бога, говоря: «Дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня, – говорит, – от лица Твоего… Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня», то есть, благодатным даром, управляющим страстями и властвующим над удовольствиями.

Беседа о Святом Духе.


Ты – царь; ты одет в диадему; ты облечен порфирою. Но, говорит он, все это – листья, ночь и сновидение; я ищу другой красоты, даруй мне Духа Святого, чтобы Ты опять беседовал со мною и я беседовал с Тобою; Дух отступил от меня, как отступает голубь, видя грязь; я хочу возвратить Его; тогда прииду и явлюсь пред лицем Твоим; а теперь не могу выносить этого, потеряв дерзновение пред Тобою. Видишь, как Давид исповедуется пред Богом. Смотри же, сколь великое зло – грех. Какой грех? Прелюбо­деяние, убийство, преступление закона, нарушение заповедей Бо­жиих. Говорю это не для того, чтобы осудить пророка, но чтобы показать скорое его раскаяние. Пророк надлежащим образом исполнил написанное: «припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Его оправдали слова, которые он произнес: «согрешил я пред Господом». Затем пришел пророк Нафан и сказал: «и Господь снял с тебя грех твой« (2Цар.12:13). Скоро совершен грех; еще скорее – раскаяние. Согрешив с женою Урии, он был поражен этим грехом и, приступив к на­писанию псалма, сказал: «помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей» (Пс.50:3). Полным раскаянием он получил полное отпущение греха.

Беседа о Давиде царе и Павле апостоле; о покаянии.


[Так как меня постигла старость греха, то обнови теперь меня своим человеколюбием. Это Он обещал чрез пророка Иезе­кииля и находившимся в вавилонском пленении. «Дам им, – говорит, – сердце единое, и дух новый вложу в них» (Иез.11:19). Не Святого Духа ра­зумеет он здесь, но силу разума. То есть, воспитав вас в течение столь продолжительного времени и научив вас, какие плоды произво­дит грех, я приготовлю вас к усвоению добродетели. Об этом и здесь просил блаженный Давид, именно, чтобы поврежденное сердце его было обновлено, и чтобы укреплен был его разум, чтобы он мог держаться правого пути. «И дух правый обнови во утробе моей»].

Какое благородство души! Какая привязанность к Богу! Я ищу такой дружбы, такого общения, чтобы Ты опять говорил со мной, и я говорил бы с Тобой. Что из того, что я освобожден от нака­зания? Для меня наказание – не беседовать с Тобою. Я люблю Тебя до безумия. Я не могу видеть Твоего существа, потому что оно неви­димо, но по любви к Тебе я смотрю на Твои дела – и радуюсь. Я не видел Тебя, но увидел небо – и обрадовался, и сказал: «небеса поведают о славе Божией» (Пс.18:2). Увидел землю, и сказал: «Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Увидел море, и с радостью сказал: «море великое и пространное» (Пс.103:25). Увидел день и ночь, и возопил к Тебе: «Твой – день и Твоя – ночь, Ты устроил зарю и солнце» (Пс.73:16). Увидел горы, и с удив­лением сказал: «высокие горы для оленей» (Пс.103:18). И как друг, хотя бы он не видел того, к кому чувствует привязанность, но уви­дел только его одежду или обувь, уже радуется и ликует и как бы получает некоторое удовлетворение своей привязанности, так и я хожу около твоих созданий, объятый тоской до неистовства, посто­янно взывая к Тебе: «как олень стремится к источникам вод…, так… стремится душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя (явиться) к Богу крепкому, живому (говоря): когда приду и явлюсь лицу Божию?» (Пс.41:2–3). Ты царь, ты носишь венец. Чего хочешь? Не нужно мне этого. Я ищу прежней красоты, я желаю пророческого дара. Я презираю эту власть, пренебрегаю нечистоту. Это – листья, ночь, сновидение и сено. Я ищу моей красоты. Когда она возвратится? Я не могу выносить медленности, после того как утратил эту близость к Богу, уничтоженную грехом. «Сердце чистое создай во мне, Боже». Я ищу не только чистоты сердца, но и Того, кто обитает в нем. «И дух правый обнови во утробе моей». Хорошо сказал: «обнови», потому что жилище было уже приготовлено прежде. Оно обветшало от греха, а Твоя благодать обновит его.

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.

Прп. Марк Подвижник

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым.

Главы о трезвении.

Прп. Максим Исповедник

Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Тот, кто мужественно одолевает телесные страсти, стойко выдерживает брань с нечистыми духами и изгоняет помыслы их из пределов своей души, пусть молится о том, чтобы даровано было ему чистое сердце и дух прав обновился в утробе его; то есть чтобы совершенно опорожнился он от дурных помыслов и преисполнился через благодать мыслей божественных. И это для того, дабы духовно родиться ему светлым и великим миром Божиим, состоящим из нравственных, естественных и богословских умозрений.

Соделавший [свое] сердце чистым не только познает логосы [всего] того, что ниже и после Бога, но и узрит в себе после прохождения всего наивысшую цель благ. В таком сердце рождается Бог, и на этом сердце, словно на неких скрижалях Моисеевых, Он удостаивает начертать посредством [Святого] Духа собственные письмена настолько, насколько оно возрастило самое себя согласно заповеди, таинственно повелевающей: Умножайся (Быт. 35:11).

Чистым называется то сердце, в котором отсутствует всякое естественное движение к чему-либо [плотскому]. Благодаря высочайшей простоте, в таком сердце рождается Бог и начертывает на нем, словно на гладкой дощечке, Свои законы.

Чистое сердце есть то сердце, которое представляет Богу [свою] память совершенно безвидной и бесформенной, и она готова быть запечатленной только теми образами Его, через которые [Богу] присуще являться.

Главы о богословии.

Блж. Феодорит Кирский

Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Поелику постигла меня греховная старость; то обнови меня человеколюбием Твоим. Сие через пророка Иезекииля обещал Владыка и пленникам в Вавилоне; ибо говорит: дам им сердце ново, и дух нов (Иезек. 36, 26), разумеет же не всесвятаго Духа, но возбуждение разумной силы, то есть: обучив нас продолжительным сим вразумлением, и показав вам, какие плоды приносит грех, сделаю, что изберете добродетель. Сего и здесь испрашивал блаженный Давид, то есть, просил обновить поврежденное сердце его и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным.

Евфимий Зигабен

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Сердце чисто созижди во мне, Боже

Сердце в св. Писании принимает многие значения: иногда означает отдельный, единичный член телесного состава, иногда же внутреннюю глубину душевной силы разума и смысла, как руководящего нами начала, в следующих, например, выражениях Спасителя: что помышляете в сердцах ваших? или: почто помышления входят в сердца ваша? (Лук. 5,22;24,38), где сердцу усвояется сила мышления. Иногда означает волю, как в следующем месте: люди сии устами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене (Мap. 7,6; ср. Ис. 29,13); иногда—благоволение и душевное расположение или любовь, как сказано о Давиде: обретох Давида, мужа по сердцу моему (1Цар. 13,14; Деян. 13,22); иногда же самую душу, как в рассматриваемом стихе: сердце чисто созижди. Не о том прошу, говорит, чтобы Ты претворил ее существо в иное, но о том, чтобы, падшую ее в настоящее состояние, восстановил в состояние первобытной красоты, в какой Ты и создал ее. И если Ты очистишь ее от застарелой нечистоты прародительского греха, уничтожив его во мне, то Ты созиждешь во мне сердце, т. е. душу чистую. И потому здесь созижди сказано вместо возстанови и сердце заменяет душу.

И дух прав обнови во утробе моей

Обнови или восстанови, сказано вместо вдуни или вдохни в меня снова дух правый, то есть, даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы. Под словами же во утробе моей разумеется здесь самая внутренняя, сокровенная и невидимая глубина души. Подобным образом и Господь говорит чрез пророка Иезекииля к находящимся в плену вавилонском иудеям: и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам (Иез. 11,19 и 36,26), то есть, восстановлю немощное и бессильное ныне сердце ваше и дух ваш ослабевший приведу в первобытное состояние.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Сие изречение соответствует оным словам: омыеши мя, и паче снега убелюся; ибо просит, дабы Господь не токмо грехи загладил, но и ниспослал благодать, которая обновляет душу и делает ее благообразною и светлою. Когда говорит: сердце чисто созижди во мне, Боже, сие разумеется о возсоздании чистоты, а не самаго сердца; ибо чрез грех не существо сердца погибает, но чистота, аки бы сказал: созижди чистоту в сердце моем. И зело свойственно сказал: созижди; ибо Бог ничего такого в сердце грешника не обретает, откуду бы мог чистоту в нем соделать, но сие творит по велицей милости Своей, без всяких человеческих заслуг. Грешники хотя к тому и располагаются чрез веру и покаяние, но и вера и покаяние, и другия сим подобныя дела, суть дарования Божии. А дабы познали мы, что возсоздать сердце чисто есть то же, что возсоздать чистоту в сердце, присовокупляет: и дух прав обнови во утробе моей. Под именем утробы разумеется внутренняя часть души, то есть, воля, которая немного выше сердцем названа. Под именем духа праваго разумеется правое расположение сердца, которое не что иное есть, как любовь. Ибо доброе расположение сердца чрез злое вожделение делается развращенным, обращаяся к дольним, а наипаче к себе самому: но чрез любовь исправляется, обращаяся к горним, а наипаче к Богу. Обновляется убо дух прав во утробе, когда, по благодатном очищении сердца, обновляется в душе святое расположение к Богу, которое грехом потеряно было.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Сердце чисто созижди – доказательство, что уже в В. Завете оправдание понимали не как покрытие только греха, но как установление новой жизни. Дух прав, с евр. твердый дух, который твердо противостоит всем обольщениям плоти; который всегда стоит прямо, непоколебимо.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

См. Толкование на Пс. 50:9

Прот. Григорий Разумовский

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей

Давид, молившийся Господу об очищении себя от грехов, о возвращении спокойствия совести, о даровании полного забвения вины его и о радости сердечной, не перестает и еще молиться и с тем же покаянным чувством устремляется к высшей степени духовной чистоты и праведности. Он чувствует и сознает, что для исцеления больной души нужна великая помощь Божия, необходимо такое действие, которым была бы перерождена душа его, была бы воссоздана в ней чистота небесная. Доколе сердце ветхо, заражено грехом, до тех пор все усилия исправить жизнь свою останутся напрасными, до того времени хотя и могут быть исправления в жизни, но далеко не полные. Как сосуд разбитый – сколько ни починяй его, все же он будет не новый, все же поврежденный, так и сердце человеческое, испорченное грехами и растленное беззакониями, если бы Господь и омыл и простил грехи, все же оно будет не новое, поврежденное. И вот Давид молит Бога о том же, о чем Сам Господь говорит у пророка: «И дам им сердце ино и дух нов дам им» (Иез. 11:19). И Давид молится не об обновлении сердца, а о даровании чистоты сердечной и возрождении в душе его (во утробе) духа правды, который руководил им прежде, – молится о том, чтобы Господь соделал полное и совершенное исправление поврежденных грехом способностей души его, разума, воли и сердца.

Объяснение священной книги псалмов.