Толкования на Пс. 61:10

Свт. Афанасий Великий

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

Обаче суетни сынове человечестии. Зная, что все приимут евангельское призвание, злосчастными именует неверующих и особенно руководителей иудейских, которые были лживи, как отринувшие истину, и не только неправдовали в мерилех и весах, но и собирались для суеты, потому что, подлинно, суетно было их злоумышление на Спасителя.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

«Обаче суетни сынове человечестии». Пророк знал, что не все следуют его увещанию, не все соглашаются надеяться на Бога, а напротив того, имеют надежду на суеты житейские. Посему говорит: «Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии». Почему суетны? Потому что лживы. В чем же особенно изобличается их лживость? «В мерилех еже неправдовати». О каких «мерилах» говорит Пророк? Разве всякий человек стоит и вешает? Разве все – продавцы шерсти и мяса, торгуют золотом или серебром или вообще только и занимаются, что вещами, которые купцы обыкновенно продают на меру и на вес? Но много ремесленников всякого рода, которые не имеют нужды в весах для своей работы. Многие занимаются мореходством, многие обращаются около судебных дел и народоправления. И у них, правда, есть ложь, только обман делается не посредством весов.

Что же значит сказанное Пророком? То, что внутри каждого из нас есть некое мерило, устроенное Творцом нашим, с помощью которого можно различить природу вещей. «Дах пред лицем твоим жизнь и смерть, благо и зло» (Втор. 30, 15) – две вещи, по природе взаимопротивоположные. Взвешивай же их на собственном судилище твоем, вымеряй тщательно, что полезнее для тебя, избрать ли временное удовольствие и за него получить вечную смерть, или, избрав злострадание при упражнении в добродетели, употребить это средством к приобретению вечного наслаждения.

Итак, люди лживы, потому что в них растлилось судилище души. О них и Пророк жалея говорит: «Горе глаголющим… тму свет, и свет тму», глаголющим «горькое сладкое, и сладкое горькое» (ср.: Ис. 5, 20). Передо мной, говорит псалмопевец, только настоящее, а будущее кто знает? Ты худо меряешь, когда предпочитаешь худое доброму, суетное ценишь дороже истинного, временное ставишь выше вечного, скоропроходящее удовольствие избираешь вместо нескончаемого и непрерывного веселья. Посему «лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати».

Неправду же делают они первоначально сами против себя, а потом и против ближних, потому что и сами себе худые советники в делах, и для других служат дурным примером. Тебе нельзя сказать в День Суда: я не знал добра; тебя обличают собственные твои весы, достаточные к разделению добра и зла. Телесные тяжести познаем по наклонению стрелки на весах, а что в жизни достойно предпочтения, то различаем свободным произволением души, и сие-то псалмопевец назвал «мерилом», потому что свобода равно может склоняться на ту и на другую сторону.

Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.

Прп. Нил Синайский

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

«Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати» (Пс. 61:10). В каких же мерилах? Не всякий человек взвешивает все на весах, не всякий торгует шерстью, продает золото или серебро или вообще прилагает старание о сих веществах, которые купцы обменивают по весу и мере. Многочисленен род ремесел, для которых нет нужды в весах. Многие занимаются мореходством, многие вращаются в делах судебных, проходят начальнические должности, и у них, хотя и бывает ложь, но обман делается не с помощью мерил. Посему, что же такое говорит Пророк? То, что у каждого из нас есть сокровенное мерило, устроенное Сотворившим нас, и сим мерилом можно различать свойства вещей. Посему «лживи сынове человечестии», у которых повреждена судящая сила души и которых Пророк оплакивает, говоря: «горе глаголющим горькое сладкое и сладкое горькое» (Ис. 5:20), лжецам, криводушным, извращающим правое, восхваляющим негодное и так далее. Мне нужно, говорит, настоящее, а будущее кто знает? Худо взвешиваешь, когда вместо доброго одобряешь лукавое, суетное и лживое предпочитаешь истинному, временное ставишь выше вечного, преходящее веселье избираешь вместо непрекращающегося и постоянного. Посему «лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати». Делают же они неправду, во-первых, себе самим, а потом и сближающимся с ними, и себе бывая лукавыми советниками в делах, и другим служа худым примером. Невозможно будет сказать тебе в день Суда, будто бы не знал ты, что добро: тебе укажут на собственное твое «мерило», которого достаточно для различенья добра и зла. Ибо телесные тяжести определяем наклонением коромысла весов, а избираемое нами в жизни различаем свободным произволеньем души, которое и называется «мерилом», потому что может принимать равную наклонность к тому и другому. Посему «не надейтесь на неправду, не прилагайте сердца» к богатству, не избирайте суетного, и судящая сила души да не будет у вас поврежденною. Знайте что Бог и силен, и милосерден; поэтому бойтесь Его могущества и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Ибо для того, чтобы не делать неправды, благотворен страх. А для того, чтобы поползнувшемуся в грех не губить себя отчаянием, благотворна надежда на милость. Потом, вслед за сим и в конце псалма говорит Пророк Богу: «яко Ты воздаси комуждо по делом его» (Пс. 61:13). «Ибо мерою, ею же мерите, возмерится вам» (Лк. 6:38). Оскорбил ты брата? Ожидай и себе равного. Похищал принадлежащее низшим, налагал руку на нищих, пристыжал их поносными словами, клеветал, лгал, преступал заповеди отцовские, нападал на имущество сирот, огорчал вдовиц, преходящее удовольствие предпочитал обещанным благам? Ожидай себе возмездия за это: «еже бо сеет каждый, тожде и пожнет» (Гал. 6:7). А также, если сделано тобою что доброе, и за то ожидай во много крат больших воздаяний. Ибо Он «воздаст коемуждо по делом его» (Мф. 16:27). Всю жизнь памятуя приговор сей, возможешь избежать многих грехов. Сие написав тебе из написанного потрудившимися прежде нас Святыми Отцами, ради побудившего меня к этому соотечественника твоего Антония, думаю, что напомнил для тебя полезное.

Письма на разные темы. Сатрапу Евсигнию.

Блж. Феодорит Кирский

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

«Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати». Яснее перевел сие Феодотион: однако же сыны человеческие – пар, лживы сыны мужа, как колебание весов. В делах человеческих ничего нет постояннаго, говорит Пророк, они подобны пару, поднимающемуся вверх и тотчас изчезающему, и колебанию коромысла у весов, которое движится то вниз, то вверх, ни на чем не останавливаясь. А перевод седмидесяти должно разуметь так: суетно все человеческое, однакож многие и на скоротечное полагаются, как на нечто постоянное, и нерадят о соблюдении равенства, не ровно держат весы ума, пренебрегают то, что справедливо, и радуются неправде.

«Тии от суеты вкупе». Однако же никакой из того не извлекают выгоды; потому что все суетно и подлежит скорой перемене. Так перевел Симмах: они изчезают вместе. Отселе начинается увещание противникам, которые гордятся богатством.

Евфимий Зигабен

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

Обаче суетни сынове человечестии

Речение: обаче, поставлено вместо: истинно, потому что, дав людям совет касательно их обязанности и вдруг помыслив, что злые люди сими советами не убедятся, Давид говорит, что действительно суетны люди, как трудящиеся и томящиеся напрасно. Ибо что безрассудно и бесполезно, то и суетно.

Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати

Люди, говорит, лживы и погрешительны в составляемых ими суждениях, которые называет здесь весами, и суждение человеческого рассудка не здраво, потому что вещам постоянным и вечным они предпочитают непостоянные и временные и добру зло, как говорит великий Василий: лживы сыны человеческие в причинение обиды другим, то есть, они не причиняют им обиды, ибо желая обидеть других, они прежде всех прочих обижают самих себя; так как они лишают себя правды и добродетели. Хотя это слово относится и ко всем злым людям, но особенно к жестокому правителю Антиоху и сообщникам его, которые из любостяжания обижали иудеев.

Феодотион перевел: Впрочем как сыны человеческие, ложны сыны мужа, как перевес в весах. Ничего, говорит, человеческого нет постоянного, но все, по словам Феодорита, уподобляется пару, вверх поднимающемуся и вдруг рассеивающемуся и движению весов, то опускающихся, то поднимающихся и ничего постоянного и твердого не имеющих. Слова великого Василия: в каждом из нас в тайне устроены Создателем некоторым образом весы, по которым возможно различать свойство вещей… Взвесь в точности, что тебе полезнее, избрать ли временное удовольствие и чрез него подвергнуться вечной смерти, или избрав злострадание, которым сопровождается подвиг в добродетели, воспользоваться оным, как доставляющим жизнь вечную. Итак, лживы люди, у которых душа не имеет здравых суждений. Таковых и пророк называл несчастными, когда говорил: Горе тем, которые называют тьму светом, или именуют горькое сладким и сладкое горьким.

Тии от суеты вкупе (совокупились на одно)

От суеты, говорит, которой преданы люди, они согласны на обиды; почему и Симмах перевел: они суетны вместе.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

Сими словами осуждает Пророк слепое неверие людей, которые лучше желают суетными мечтами прельщаться, нежели уповать на Бога, Который обмануть не может. А понеже находил таковую суету не в одних токмо избранных сынах Авраамлих; сего ради распространяет слово на весь человеческий род и говорит вообще, что все подвержены суете и лжи. Ибо, употребляя наречие вкупе, никого не исключает. Теперь когда слышим, что зло сие находится не в малом некоем числе людей, но во всей человеческой природе: то остается ли нечто разуму и мудрости нашей? Сему не противоречит то, что Бог верных Своих от сего недуга очищает. Ибо ежели ложь и суета исправляется в них отрождением Духа Святаго, то следует, что они от естества были лживы. А хотя первый человек непорочным создан был от Бога, однако падением своим всех нас вовлек в сию порчу, так что весь свет, данный нам от Бога, помрачился в нас. Люди какими бы дарованиями украшены ни были, однако все они повреждены заразою греха. Сего ради прилично восклицает Пророк: суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех. Ибо когда взыдут на весы, то мера суеты и лжи перевесит их. Почему весьма изрядно замечает Василий Великий, что здесь говорится не о тех мерилах, которыя собственно так называются, и которыя употребляют люди, продающие товары, яко то: мяса, или волну, или нечто сему подобное; но о мерилах, общих всему человеческому роду, то есть: о мерилах здраваго разсудка, даннаго нам от Бога, дабы могли различать и как бы на мерилах взвешивать истинное добро и истинное зло, и чтоб избирали первое, а от другаго удалялися. Но люди по большей части лгут себе и другим, употребляя мерила неправедныя, и, что еще горше, употребляя оныя волею, по оному изречению: вижу лучшее, и похваляю; но хуждшему последую. Например, никто не может отрещись, чтоб грех и геенна не были величайшее и прямое зло, а правда и блаженство не были бы величайшее и прямое благо: однако, когда взвешивается на мерилах временная корысть и вечная жизнь, то корысть перевешивает, и избирается; и паки, когда взвешивается временный убыток и вечная смерть, то временный убыток перевешивает, и человек, дабы избежать его, презирает огнь геенский.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

Испытавши на себе, какое успокоение доставляет надежда на Бога, псалмопевец и соотечественников своих побуждает возложить надежду свою на Бога; возносить (излияйте сердца) свои молитвы к всегда готовому Помощнику своему; и при этом предостерегает их от надежды на людей, которые лживы и суетны, а также и от надежды на силу и богатство. Сынове человечестии – ср. Пс. 48:3. Еже неправдовати – можно объяснять: на весах, когда она становятся на них, они так поступают, чтобы причинить неправду тому, кто покупает их, т.е. чтобы обмануть его тем, что они подымаются вверх, суть очень легки. От суеты может значить: они меньше, чем ничто; или они из области суетного, следовательно, и сами суета.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

«Сыны человеческие» - обыкновенные люди, простой народ; «сыны мужей» - знатные лица. Надежда на тех и других в день своего спасения «суета и ложь», так как степень их влияния на конечную судьбу человека, в сопоставлении с божественным водительством, если положить на весы, окажется «легче пустоты», человек в определении своей судьбы ничто.

Прот. Григорий Разумовский

Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе

Продолжая речь о том же народе, который прежде назвал сонмом людей, псалмопевец теперь называет его сынами человеческими. И это последнее наименование он часто употребляет в своих псалмах, обозначая им или людей неверных, не принадлежащих к народу еврейскому, язычников(Пс. 13:2, 20:11), «сынов чуждих» (Пс. 143:7, 11), или верующих, принадлежащих к обществу народа Божия, но живущих не по закону Божию, а по духу грехолюбивого мира, нечестия (Пс. 4:3, 10:4–5, 11:2), – этих последних часто называет сынами человеческими в отличие от людей благочестивых, каковы праотцы, патриархи народа еврейского, пророки и священники, которых он называет «сынами Божиими» (Пс. 28:1, 88:7) и «сынами Вышняго» (Пс. 81:6). В мерилех (от слова «мерило», значит «весы») – то же, что на весах; в мерилех еже неправдовати значит: «на весах неправедных, неверно показывающих вес тяжести». Здесь это выражение употреблено не в собственном, буквальном его смысле, а в переносном, коим обозначаются неправильные и нездравые понятия и суждения человеческого рассудка о предметах и благах вещественных и духовных, когда, например, предметы и блага мира вещественного, непостоянные и временные, люди предпочитают благам и предметам мира духовного, благам постоянным и вечным; когда не могут или не хотят обсудить, что истинно добро и для них полезно, и что зло и для них не только не полезно, но и пагубно. Таких-то людей, избирающих и предпочитающих даже сознательно и добровольно вредное и пагубное для них, псалмопевец называет суетными и лживыми, т.е. обманывающими не только других, но и себя самих. Зная, например, что грех и геенна составляют прямое и величайшее зло, а правда и блаженство вечное суть явное и положительное благо, они, когда взвешивают на мерилех неправды, с одной стороны, корысть, временные выгоды и наслаждения с вечной смертью, а с другой – вечную жизнь с временными лишениями и бедностью, то первое у них берет перевес, и они его избирают как лучшее и нужнейшее (как евангельский богач, Лк. 12:16–20), а от последнего отказываются, чем и показывают, что они суетны и лживы. Выражением тии от суеты вкупе псалмопевец дает понять, что он говорит здесь не об одних иудеях, но и о всех вообще людях, преданных земной, плотской суетности.

Объяснение священной книги псалмов.