Толкования на Пс. 80:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, о точилех, псалом Асафу. Аллилуия

Содержание: Изъясняя восьмой псалом, сказали уже мы, что точила суть Церкви. Поэтому и из этого псалма можно видеть, что Псалмопевец призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа первого за нечестие его.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец, о точилех, псалом Асафу. Аллилуия

См. Толкование на Пс. 4:1

Свт. Иоанн Златоуст

В конец, о точилех, псалом Асафу. Аллилуия

Почему пророк поместил этот псалом между носящими надписание: «о точилах»? В нем он не упоминает ни о точиле, ни о винограде, ни о каких начатках от плодов. Он говорит об Иосифе, который был образом и провозвестником Христа, Который истоптал за нас точило страданий, как Сам Он возвестил об этом чрез пророка Исаию: один я истоптал точило (Ис.63:3). Почему же страдания называются точилом? Потому, что мы, напаяясь текущею от них кровью, как бы сладким вином, приходим в радость.

Беседа на псалом 80.

Блж. Феодорит Кирский

В конец, о точилех, псалом Асафу

Псалом сей предвозвещает призвание и бывшее после сего отчуждение Иудеев, за которым следует призвание язычников, и плод благочестия во святых Церквах, как в точилах, приносится Богу. Начало же псалма представлено в таком виде, как будто бы принесшие оное моление возвратились уже, ликуют и взаимно убеждают друг друга, песнословить Спасителя Бога.

Евфимий Зигабен

В конец, о точилех. Псалом Асафу

И восьмой псалом имеет подобную надпись: в конец, о точилех; почему и изъяснение ее смотри в оном. Итак сии точила, т. е. поместные христианские церкви начальными словами сего псалма поощряют одна другую. Притом этот псалом обвиняет иудеев в неблагодарности и неверии и говорит о будущем отвержении их, дабы предостеречь новый народ христианский, чтоб и он не был отвержен подобно древнему еврейскому, и чтобы не подражал развращенно и неверно его.

Другой говорит, что три псалма имеют надпись: о точилах, восьмой, сей восемдесятый и восемдесят третий, ибо к концу и к восьмому (дню) соблюдается вино, находящееся в точилах, т. е. выжимаемое в Церквах. Восьмой сей означает и сей псалом как числящийся восемдесятым; потому что число сие содержит восемь десятков, а посему как бы осмицу десятков, почему есть образ будущего века, в который будет праздник по случаю собрания наших плодов, и истинное водружение кущей—составление и воскресение тел, которого началом будут возвещающие пришествие Судии с неба трубы. По словам Феодорита этот псалом предсказывает воззвaниe к Иудеям и призвание язычников. Слова Афанасия: Из сего псалма можно видеть, что призывает народы к вере в Господа, и преподает им учение не отступать от Него.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, о точилех, псалом Асафу

Надписание и содержание в еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском орудии гагифиф, песнь [данная] Асафу.

Некоторые мнят, что здесь приносится благодарение Богу за собрание винограда и других плодов, бывающее в месяце Септемврии. Но сие мнение недостоверно: ибо во всем псалме ни мало не упоминается о собрании винограда. Подобное надписание читаем над псалмом Пс. 8:1 и Пс. 83:1, однакож и в сих ничего не упоминается о собрании плодов. Итак оставя сие, должно сказать, что сей Псалом содержит увещание, каким образом надлежит препровождать праздничные дни, Божиим законом установленные, и купно воспоминает о Божиих благодеяниях, для которых праздничные дни торжествуются. По мнению некоторых, псалом сей пет был у Евреев в праздник труб, а по мнению иных в праздник кущей, дабы чрез то возбудить народ к Богопочитанию.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

В конец, о точилех, псалом Асафу

Изъяснению этого псалма необходимо предпослать некоторые археологические замечания. Еще во время странствования в пустыне Бог повелел, чтобы израильтяне торжественно праздновали (Лев. 23:24; Числ. 29 и д.) новолуние седьмого месяца (впоследствии названного Тишри). Правда, и каждое уже новолуние имело свое богослужебное отличие (особенные жертвы; Числ. 28:11-15; трубить в трубу), но этот день не был днем покоя. Новолуние же седьмого месяца (субботнего) – подобного наибольшим годовым праздникам – было днем самого строгого субботнего покоя; кроме обычных новомесячных жертв оно отличалось еще особенною праздничною жертвою (Числ. 29:1-6) и главнее тем, что в этот день торжественно трубили в трубу. От этого трубного звука, раздававшегося подобно грому (Исх. 19:16, 19), и это новолуние называется праздником труб (Лев. 23 и д.). В Св. Писании неоднократно трубный звук представляется символом приближающегося в Своем величии на суд Бога (Исх. 16:16, 19; Ос. 5:8,8:1; Иоил. 2:1; ср. 1 Кор. 15:52, 1 Сол. 4:15). Затем в десятый день седьмого месяца происходил праздник или день очищения во Израиле; в этот день центральною жертвою (кровь приносилась на центр завета, на крышку ковчега завета – каппорет) очищались все грехи всего года, что предполагало раскаяние в них. Для напоминания народу о Праведном Судии, Который прежде на Синае при трубном звуке дал Свой закон и Который при таковом же звуке требует на суд, а также и для побуждения его к раскаянию в нарушении синайского закона, за десять дней пред днем очищения, в первый день седьмого месяца, трубили в трубы. Это раздавался среди народа, так сказать, с Синая голос Бога, всемогущего Судии, чтобы пробудить народ от греховного сна, заставить испытать свое запятнанное грехами сердце обращением к закону, напомнить о всех благодеяниях, какие Бог каждому оказывал в течение года и всему народу от исхода из Египта до последнего времени, и вместе о том, как за это воздано было Богу неблагодарностию и вероломным нарушением Его завета. Напоминая о данном при звуке труб законе и о нарушении его, трубный звук должен был также напоминать (поэтому и название праздника – викрон – собственно – напоминание трубное, Лев. 23:24) о благодеяниях Божиих (связь его с праздником кущей, равно как и о неблагодарности Израиля к таким благодеяниям). Имея в виду такое назначение трубного звука и характеризуемого им субботнего новолуния, нам не трудно будет понять наш 80-й и доселе у евреев характеристический новогодний псалом.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В конец, о точилех, псалом Асафу

Псалом написан, вероятно, во времена Давида его современником пророком Асафом и представляет пасхальную песнь. На последнее указывает напоминание автора о выходе из Египта, по каковому поводу и была установлена Пасха (ст. 6), равно также и указание на пшеницу (ст. 17), что напоминает то постановление закона Моисея, по которому на Пасху должно было приносить Богу начатки плодов земных (Лев XXIII:5-11), так как к этому времени созревала первая жатва. Указание 7 ст. на новомесячие не препятствует данному пониманию, потому что оно касается первого дня месяца Нисана, в который совершалась Пасха, и который, составляя начало церковного года, так же праздновался и возвещался трубою, как первый день месяца Тисри, начального месяца гражданского года.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, о точилех, псалом Асафу

По переводу с еврейского читается так: «Начальнику хора. На Гефском орудии, псалом Асафа». Первое и последнее выражения сего надписания понятны из объяснений предыдущих псалмов (49, 72, 76 и др.). Что же касается выражения «На Гефском орудии» (по-славянски о точилех), то под именем Гефского орудия нужно разуметь такой музыкальный инструмент, который заимствован был Давидом, как любителем и знатоком музыки, из филистимского города Гефа. Славянское название этого инструмента – точила, имеющееся, кроме сего, в надписаниях еще двух псалмов (8 и 83) и указывающее, может быть, на внешнее сходство с точилами, можно понимать не как указание на форму музыкального инструмента, игрою на котором сопровождалось пение настоящего псалма, но в смысле указания на время его исполнения или преимущественного употребления, именно – на время собирания винограда и добывания из него посредством точил вина. А некоторые из отцов Церкви (например, св. Афанасий, блж. Феодорит) толкуют это выражение как указание на предмет содержания: относя содержание настоящего псалма к временам христианским, они под точилами, в переносном или духовном смысле, разумеют христианские храмы [3, с. 56, 271; 6, с. 389]. В древности (во времена ветхозаветные), как один был виноград – народ израильский: «Виноград Господа Саваофа дом Израилев есть» (Ис. 5:7), так и точило было одно, т.е. один храм в Иерусалиме и один при нем жертвенник, а ныне, в новозаветные времена, не один, а множество христианских храмов, которые суть духовные точила, дающие верующим вино христианского учения, веселящее души их. Об этих-то духовных точилах (т.е. христианских храмах) и воспет настоящий псалом, по толкованию означенных отцов Церкви.

Современник царя Давида, пророк Асаф, игравший по наставлению царя (1 Пар. 25:2) и разделявший с ним все труды по восстановлению и устройству богослужения, составил этот псалом как пасхальную песнь, в которой, после приглашения к торжественному празднованию великого праздника с пением и звуками священной музыки (ст. 2–5), напоминает об исторических обстоятельствах его установления, освобождении израильтян из Египта и следовавшем затем странствовании их (ст. 6–8) и, подобно как в псалме 49, даже в одинаковых почти выражениях (ср. ст. 9 с Пс.49:7), от лица Самого Бога, увещевает израильтян пребывать верными Завету Его, чтобы за то побеждать врагов своих и наслаждаться спокойствием и благоденствием (9–17).

Объяснение священной книги псалмов.