Толкования на Пс. 89:17

Свт. Афанасий Великий

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

И буди светлость Господа Бога нашего на нас. Свет бoгoведения и нас соделал светлыми и славными; и иудеи по возвращении стали опять знаменитыми. И дела рук наших исправи. Дела — что по Закону; а дело — что совершается в Новом Завете; потому что в Ветхом Завете жертвы были различные, а в Новом приносится в жертву единый Сын. И дело рук наших исправи. Или: дела рук — отдельно взятые наши поступки, а дело рук — ведение, вследствие тех приобретаемое.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

См. Толкование на Пс. 89:16

Свт. Иоанн Златоуст

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Если мы удостоимся света Божия, т.е. просвещения Духа Святого, которого становясь участниками, святые и сами получают святость (потому что говорится: «с Тобою власть в день силы Твоей в… блеске святых Твоих. Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс.109:3), «и дело рук наших», дела для нас, т.е. за нас, будут исправлены Богом, будут совер­шаться по закону Его, так что и нам будет сказано тоже, что ска­зано апостолам: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). «И дело рук наших исправь». Псалмопевец ука­зывает на милостыню; она является делом рук наших по преиму­ществу; поэтому он и выделил ее из множества дел, о которых упомянул в предшествующем стихе; он хотел этим приписать милостыне особенное значение, поскольку чрез нее мы приобретаем великие блага – Божию милость и снисхождение: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7).

Беседа на псалом 89.

Свт. Феолипт Филадельфийский

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Под делами пророк представляет способы добродетели, осуществляемые в теле, а [словом] дело обозначает мысленную молитву. И то и другое исполняется молящимся прямым образом: благие деяния - без тщеславия, а молитва - без развлечения. Ведь выражение «прямым образом» намекает на такой смысл: «Удостой нас, Господи, непрестанно и чисто возносить Тебе эту разумную жертву». Пробуждаясь от упомянутых трудов и насыщаясь ими, ум не обращается к внушениям врага, отлагает плотские помыслы, изглаживает ветхие воспоминания похоти, привходящие от повседневных дел, а подозрения и гнев на ближнего, порождаемые [его суетными] делами, словами или жестами, [полностью] отстраняет от себя.

Слова о трезвении. Его же Слово о бдении и молитве.

Блж. Феодорит Кирский

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

«И буди светлость Господа Бога нашего на нас». И нас знаменитыми и славными соделал свет Боговедения, и Иудеи по возвращении стали опять имениты.

«И дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи». Прекрасно сие прибавление: «на нас»; потому что прибыток правды есть нечто наше. Хотя Бог содействует любителям добродетели, Он дает в ней преспеяние, но плод от сего собирают сеющие. Бог ни в чем не имеет нужды, однако же радуется благополучию и благоуспешности человеков.

Евфимий Зигабен

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

И буди светлость Господа Бога нашего на нас

Светлость Божия есть божественная благодать, просвещающая всех своих причастников. Сказал же: светлость Господа вместо светлость, которая от Господа.

И дела рук наших исправи на нас

На нас вместо: в нас, или нам. И дело рук наших исправи. Дела рук, которые выше назвал во множественном числе, суть обыкновенные действия, производимые руками и о которых молимся, чтобы они не уклонялись от правильности, т. е. от надлежащего. Под делом же рук в единственном числе некоторые в частности разумеют милостыню, о которой вспомнил пророк отдельно, как деле особенно приятном Богу. Милостив же не только дающий, но и сострадающий. Ибо у тех, кто не имеет денег, просят только сочувствия и утешения. Другие под делами рук разумеют различныя практические дела добродетели. Ибо слово руки часто принимается за добродетели этого рода. Под делом же рук разумеют самое созерцание, как более в своем роде однообразное. Ибо и руки некоторым образом также принимаются за самый разум, потому что чрез него, как бы некоторыми руками, душа наша направляется к добродетели и приводится к Богу.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Понеже Бог, оставляя церковь Свою без помощи, некоторым образом приемлет на Себя лице, не свойственное Богу, сего ради Пророк благоразумно нарицает делом рук Его милостивое покровительство, которое обещал Он сынам Авраамовым. Почему, хотя дело рук Божиих видимо было и во всех тех казнях, коими карал Бог то вероломство Израильтян, то неблагодарность, то ожесточение, то любострастие и похоти, то другие грехи, – но Пророк всем сим доказательством Божией силы по превосходству предпочитает милостивый промысл о сохранении Израильскаго народа, и желает, чтоб сей наипаче всюду ведом и прославляем был: да явится на рабех Твоих дело Твое, и слава Твоя на сынех их. По сей причине и Павел Божию благость особенно именем славы величает, глаголя: да скажет богатство славы Своея на сосудех милости, яже предуготова в славу (Рим. 9:23). Хотя бо и мир судя проявляет славу Свою, но Поелику нет ничего естественнее Ему, как благотворить человеческому роду, сего ради слава Его между благодеяниями первое занимает место. Что касается до настоящаго места, то Поелику Бог начал уже благодетельствовать народу Своему, изведя его из Египта, а оставалось только ввести его в Ханаанскую землю: сего ради просит, дабы довершил предначатое дело и не помрачил славы Своея. Сие яснее изображается во втором члене, где Моисей испрашивает милости не токмо людям века своего, но и детям их, которыя еще не родились. Ибо таков был образ того завета, в котором сказано: Буду тебе Бог, и семени твоему по тебе (Быт. 17:7). Сверх сего заметить должно и имя светлости, откуду также усматриваем несравненную Божию любовь к нам. Ибо обогащая нас Своими дарами, хотя ничего Себе не приобретает, однако хощет, чтоб красота его явно сияла, так как бы она помрачалася, ежели бы не видима была в благотворениях Его. За сим следует: дела рук наших исправи на нас. Сими словами означает Моисей, что мы ничего не можем благополучно начать или предпринять, ежели Бог не будет нам предшествовать, и в делах наших благословением Своим содействовать. Откуду следует, что люди безбожные в намерениях и предприятиях своих бывают неблагоуспешны: ибо где нет Бога, там все приходит в безпорядок и замешательство. Не излишне присовокуплено и оное повторение: и дело рук наших исправи. Оно научает, что мы имеем нужду в безпрерывном продолжении Божией благодати, дабы сопровождала нас не токмо до половины пути, но и чрез все течение жизни.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

В заключение повторяется молитва о милости и помощи. Светлость Господа – свет, символ благодати лица Божия. Исправи – поставь нас прямо, твердо, чтобы удачны были все наши дела. На нас – Ты, Который над нами.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

См. Толкование на Пс. 89:16