Толкования на Пс. 91:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом песни в день субботный

Содержание: Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Псалом песни в день субботный

Этот псалом безымянный, но не без надписания. Он имеет надписание, указывающее на содержание его, а имя псалмопевца не указывает. Какая причина этого, показывает надписание. Так как этот псалом должен был петься в субботу и потому его пели все псалмопевцы, то естественно, что он не приписывается ни Давиду, ни Асафу, ни сынам Кореевым, ни кому-либо другому; он был общим. Несомненно однако, что и это пророчество, как и в остальных псалмах, принадлежит Давиду.

Беседа на псалом 91.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом песни, в день субботный

Суббота, по закону, требовала бездействия, но не бездействия совершеннаго; потому что и в субботу допускались разныя делания, повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях и приносить Богу двойныя жертвы. Поэтому закон о субботе предписывал прекращать только труды телесные. А как и будущая жизнь свободна от таковых забот, то справедливо именуется упокоением. Потому и блаженный Павел взывает: «потщимся убо внити во оный покой» (Евр.4:11); и еще: «убо оставлено есть субботство людем Божиим» (Евр.4:9). И поелику псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных, а сие будет по наступлении онаго покоя; то справедливо принял он сие надписание.

Евфимий Зигабен

Псалом песни, в день субботный

Что значит псалом песни, о том мы сказали в предисловии. Сей псалом, хотя без имени, но не без надписи. Он не имеет ни имени Давида, ни другого какого либо псалмопевца, потому что он был пет всеми вообще тогдашними псалмопевцами, а надписывается: в день субботний, потому, как думают некоторые, что Давид посвятил его пению только в субботу в благодарность Богу, и потому что в субботу должны были собираться все псалмопевцы для пения его. Но по мнению других, рассматривавших сей псалом в высшем смысле (как Феодорит), сей псалом имеет в виду день будущего века и учит о том, что относится к будущему веку, т. е. о наказании грешников и о славе и наслаждении праведников. Ибо как древняя суббота, означающая покой, была праздна от всякого житейского дела; так и день оный, будучи покоем после настоящей жизни, свободен от всякой житейской заботы, и, по Феодориту, называется субботою.

Слова Божественного Кирилла: Настоящий псалом учит тому, что в субботу должно быть в праздности, по той причине, что собирающиеся в одно место занимаются тем, что изъясняется в псалме, т. е. исповеданием, псалмопением, возвещением милости и истины. К сему прибавляет Василий Великий: Бог тем, которые в субботу (и во всякий праздник) предаются пресыщению чрева и всякому неприличию угрожает так: горе участвующим в субботах ложных (Ам. 6,3). Ибо истинные субботы суть предопределенный народу Божию покой, какого достигает тот, у которого мир распят; также: новомеcячий ваших и суббот и дня великого не потерплю (Ис. 1,14). Посему, по отменении оных слово новозаветное перенесло субботний праздник на Воскресение Спасителя—первый день света, в который мы стараемся усердно исполнять то, что содержится в рассматриваемом нами псалме. Поелику закон говорит: не должно брать ноши в субботу, не переходить с одного места на другое, не возжигать огня: то, при невозможности соблюсти cиe телесно, мы понимаем, что не возжигать огня значить не воспламеняться плотскими страстями и не возжигать огня в вечном жилище; не поднимать ноши, значить: не обременяться тяжестью гpеxa и не собирать вещества в пищу огня; не двигаться с места значить не отступать от пребывания в Боге, но соблюдать непоколебимость в вере. Слова Диодора: Вся цель сей песни есть день субботний. А суббота, есть подобие жизни во Христе и евангельского жития, которому новый путь проложил для нас Сам Спаситель, изменив законные тени в духовное богослужение.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалом песни, в день субботный

НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ Сия надпись означает содержание псалма, который пет был в день субботный и сложен для наставления народа, дабы в день субботный упражнялся в хвалении Бога. Материю хвалы предлагает наипаче в делах Божиих, в которых особливо прославляет милость Божию к верным и праведный суд в наказании нечестивых, чрез что воодушевляет верных любить добродетель и терпеливно нести крест, обещая им благополучный успех во всех делах и счастливое окончание бедствий. А дабы отвлечь от грехов, возвещает, что все нечестивые скоро погибнут, хотя на время и кажутся быть благополучны.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Псалом песни, в день субботный

По надписанию псалом этот назначен был для пения при богослужении в субботу; он не имеет индивидуального характера и по своему первоначальному назначению составляет общественную песнь. Празднование субботы между прочим имело целию напоминать израильтянам о завете, который Господь заключил с ними. Ради этого завета и для исполнения связанного с ним обетования, Бог всегда оказывал милость народу Своему, сохранял его невредимым среди могущественных языческих народов, и когда он (за свои грехи) подвергался нападениям от враждебных соседей, помогал ему одерживать над ними победу. Если же еврей вспоминал в субботу о завете и чувствовал себя членом завета, то он не мог при этом не вспомнить о тех благодеяниях, какие Бог оказывал народу Своему, как народу завета, и это должно было побуждать его к благодарному прославлению Того, Кто так чудесно сохранил народ и руководил им. Псалом наш, с одной стороны, служит выражением воодушевленной благодарности ввиду этого чудного водительства Израиля, а с другой – выражением твердой уверенности, какую святой народ, как народ завета, имеет при всех постигающих его бедствиях.

Мишна Тамид. VII. Мессехет 4 перечисляет псалмы, которые ежедневно левиты пели во храме, именно в первый день после субботы Пс. 23, в понедельник Пс. 47, вторник Пс. 81, в среду Пс. 93, в четверг Пс. 80, в пятницу 92, в субботу (во время возлияния вина при утреннем всесожжении) наш псалом 91. И теперь в субботу он читается евреями. По талмудическому мнению, сама суббота воспела Пс. 91 по окончании творения; иудеи говорят, что его будут петь и в будущем царстве Мессии, которое есть вечная суббота.

Как общественная песнь, псалом этот характеризуется и общим своим изложением, и особенно ст. 4-м (один не мог играть разом на нескольких инструментах); впрочем, он так составлен, что и каждый в частности мог употреблять его для выражения своих чувств в победе над своими личными врагами.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Псалом песни, в день субботный

Этот псалом не имеет надписания имени автора. При общности же его содержания нет точных данных, по которым можно было бы его отнести с положительностью к какому-либо времени, почему о последнем можно только догадываться.

Псалом указывает на гибель многочисленных врагов (ст. 8-10), на спасение от них праведника и его возвышение (ст. 11-13), и на чудесный характер этой защиты (ст. 14). Такие указания псалма и радостно-благодарное чувство к Богу, проникающее его, очень сближает псалом с 90, где высказывается то же самое (см. XC:1, 7-10, 16), почему можно думать, что и написан он по тому же поводу и в то же время, как и 90 псалом, т. е. во время Езекии, по поводу, чудесного уничтожения под Иерусалимом войск Сеннахерима. Кто был его писателем, точно указать нельзя, может быть и сам Езекия.

Надписание «песнь на день субботний» указывает на время богослужебного исполнения псалма в храме по субботам. Такое назначение псалма сохраняется у евреев и доныне.

Прот. Григорий Разумовский

Псалом песни, в день субботный

Судя по сему надписанию, нужно думать, что псалом сей предназначен для пения в день субботний, в который повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях и приносить Богу сугубые жертвы (Лев. 23). По содержанию своему он сходен с предыдущим, 90 псалмом. В нем также восхваляется праведник, уповающий на Бога и находящийся всегда под покровительством Всевышнего (ст. 5, 9, 11–13), также прославляется милость Божия к верным и праведный суд в наказании нечестивых (ст. 3, 10, 14). Он также воодушевляет верных любить добродетель и терпеливо переносить неизбежные в жизни скорби и напасти со стороны врагов. По причине такого поучительного характера своего псалом сей и назначен для пения в день субботний.

О том, кем и в какое время составлен сей псалом, ничего определенного не говорят и ученые исследователи и толковники сего псалма. Указывают только на то, что псалом сей был в богослужебном употреблении во времена второго храма Иерусалимского, и, подобно 78-му псалму, был известен писателю 1-й Маккавейской книги (ср. 1 Мак. 7:17, 9:23; свящ. Н. Вишняков. О происхождении Псалтири).

Объяснение священной книги псалмов.