Толкования на Пс. 94:10

Свт. Иоанн Златоуст

Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих

См. Толкование на Пс. 94:9

Блж. Феодорит Кирский

Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих

См. Толкование на Пс. 94:7

Евфимий Зигабен

Четыредесят лет негодовах рода того и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих

Некоторые толковники слова – сорок лет, соединяют с предъидущими, читая так: и видели дела мои сорок лет; а другие соединяют с словами: негодовал Я на народ сей, как стоит здесь, т. е. Я тяготился и недоволен был сим иудейским родом по причине нeвеpия и жестокосердия его, почему и сказал, что они всегда заблуждают сердцем и непостоянны в мыслях, как сказал Давид и в другом месте: род, который не исправил сердца своего (Пс. 77, 8). Но они, говорит, древние оные иудеи, никогда не познавали путей Моих, т. е. заповедей Моих. Ибо путями называются заповеди, как ведущие человека к Богу. А познанием называет не состоящее в тонкоразумении и мышлении, но в действии: иудеи, говорит, не хотели привесть заповедей Моих в действие или исполнение.

Еп. Ириней (Орда)

Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих

Негодовах – был оскорбляем, и потому не любил их.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих

См. Толкование на Пс. 94:8

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 10–11 Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой

«Сорок лет, – говорит Господь, – продолжали искушать Меня (искусиши Мя) отцы ваши, четыредесять лет негодовах (Я был раздражаем) рода того, неблагодарного, жестоковыйного и необузданного». Самое сорокалетнее странствование по безводной пустыне было определено им в наказание за их строптивость и непослушание. За все это время продолжительного блуждания они испытывали (искусиша Мя) Мое долготерпение, а потому Я вознегодовал (сильно разгневался) на них и рех (т.е. после всего Я сказал): непрестанно они заблуждают сердцем: потому что не познали путей Моих. Я поставил и дал им в путеводителя пророка Моисея; посредством многочисленных знамений и чудес Я вывел их из Египта; в самой пустыне Я дал им Закон и сотворил для них многие чудеса, и при всем том тии не познаша путий Моих. Значит, сами они были причиною того, что Я поклялся: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой, то есть – они не войдут в обещанный им покой, или, что то же, в обетованную землю. Последнее изречение: аще внидут в покой Мой – своим оборотом речи сходно с изречением псалма 88, стиха 36: «аще Давиду солжу»; т.е. и то и другое выражено не в условном, а в утвердительном смысле. И эта клятва, которую пророк изрекает здесь устами Самого Бога, выражает непременную истину Божия слова: «Живу Аз, глаголет Господь: истинно, якоже глаголасте во ушы Мои, тако сотворю вам: в пустыни сей падут телеса ваша» (Числ. 14:28–29; Втор. 1:34–38). И клятва сия в точности исполнилась: все вышедшие из Египта, за ожесточение и неверие, не вошли в покой обетованной земли.

Впрочем, по изъяснению св. апостола Павла, в 94-м псалме речь идет не о сем только покое, который получили евреи через Иисуса Навина. По учению Священного Писания, от начала мира существуют три покоя: первый – плотской – субботний, по установлению ветхозаветной иудейской Церкви, второй – вход в землю обетованную, в которой Иисус Навин упокоил иудеев от 40-летнего блуждания по пустыне, и третий – покой небесный, блаженство вечной жизни, которая уготована всем верующим и любящим Бога и которую разумеет здесь апостол (Евр. 3–4).

Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека (Евр. 3:6, 13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:18–19). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» (Евр. 1:1–2). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения (Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:22), после Преображения (Мф. 17:5; Мк. 9:7) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим (Ин. 12:28, 30). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине (Ин. 18:37), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал (Ин. 18:37; ср. Ин. 10:16). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный (Мф. 11:28–29), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» (Ин. 12:48–50).

Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться (Мф. 3:9); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» (Евр. 3:14); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» (2 Пет. 2:21). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» (Евр. 3:13), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» (Евр. 4:10).

Объяснение священной книги псалмов.