Толкования на Пс. 141:2

Свт. Афанасий Великий

Ст. 2-3 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред ним моление мое, печаль мою пред ним возвещу

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое. Псалмопевец говорит: все мысли свои как бы посвятил я Господу. Печаль мою пред Ним возвещу. Подвизаясь для спасения самой души, приношу Тебе моления, прося уменьшить скорби. Ибо известно Тебе, что гоним я несправедливо.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся

Видишь ли, как пророк часто делает это, – начинает речь таким образом, и дважды повторяет здесь: «гласом» и «гласом»? Он делает это не напрасно, но чтобы посредством двукратного повторения внушить нам два действия, живое усердие и напряженное внимание, и, кроме того, чтобы мы взывали соб­ственным голосом. Не все ведь взывают «гласом», не все – к Богу, не все – собственным. А нужно, чтобы все это было вме­сте. Кто взывает против врагов, тот произносит голос не человека, а дикого зверя и змия. Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно. Кто не возбуждает своей души, тот, хотя бы громко кричал, также не взывает. «Глас», как я и прежде часто говорил, означает не силу дыхания, а напряженное вни­мание. Но не так поступает пророк; он соединяет эти три обстоятельства и выражает, что он и взывает «гласом», и к Богу, и собственным голосом; потому и говорит дважды: «гла­сом моим» и «гласом моим».

Беседы на псалмы. На псалом 141.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся

Гласом моим, гласом ума моего, гласом сердца моего, гласом тела моего болезнующего, гласом немощей моих, гласом падений моих воззвах: Господи, услыши молитву мою (Пс. 142:1), вонми молению моему (ст. 7), которое воссылаю Тебе из среды браней, потрясающих ум и сердце, из среды болезней, томящих и расслабляющих тело мое, из среды множества немощей, объемлющих все существование мое, из среды бесчисленных падений, которыми преисполнена жизнь моя. Услышавший Иону, молившегося во чреве кита, услышь меня, вопиющего из чрева беззаконий моих, из чрева адова. Из глубины, из бездны грехов, из бездны поползновений и искушении моих воззвах Тебе, Господи! Господи, услышь глас мой! Изведи из темницы (ст. 8) страстей душу мою, пролей в нее свет благодатный! Когда прольешь в нее этот свет, свет исветлый, и радостный, и животворный, тогда будет она исповедатися имени Твоему (ст. 8). — Действует в душе исповедание, возбужденное благодатию, превышающее ум и потопляющее его в неизреченной сладости своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманием ко всему чувственному, произносит имя Твое, поклоняется имени Твоему, питается именем Твоим, объемлет имя Твое и объемлется им. Имя Твое, Слове Божий и Боже, соделывает для него излишними все прочие слова! Избави мя от гонящих мя бесовских помыслов и начинаний, яко укрепишася паче мене (ст. 7), паче произволения души моей, паче постижения ума моего! Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое (Пс. 142:4). Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя (Пс. 114:3). Господи! Не на мою силу уповаю: падения мои научают меня познавать немощь мою. Ты, Господи, упование мое! Тогда только могу быть в стране живых (Пс. 114:8), в стране святой правды Твоей, когда Ты, Господи, ниспошлешь в сердце мое благодать Твою, когда, вселившись в сердце мое, будешь часть достояния моего (Пс. 15:5), моим единственным имуществом и сокровищем! Возрадуются святые Ангелы Твои, возрадуются лики благоугодивших Тебе человеков, увидя спасение мое. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне (ст. 8) милость Твою не по множеству грехов моих, по множеству Твоего человеколюбия.

Древо зимою пред окнами келии.

Блж. Феодорит Кирский

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся

И отсюда видно, что возванием Пророк называет сердечную ревность. Ибо скрывающемуся и желающему утаиться можно ли было воззвать гласом? Посему выражает сим то, что со всем усердием молился Богу.

Евфимий Зигабен

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим по Господу помолихся

Так как он, чтобы не быть тотчас схваченным и не погибнуть, не мог взывать и кричать голосом, то под гласом здесь должно разуметь напряженное состояние сердца, без слов взывающего и умственно молящегося к Богу.

Лопухин А.П.

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся

«Излил… моление» - указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу

Такая молитва может исходить только от сердца, слишком отягощенного скорбию. Сначала неизвестный, а потом за великие заслуги сделавшийся не только известным, но и близким и даже родственным царю Саулу человеком, сын Иессея из Вифлеема, Давид подвергается жестокой ненависти и преследованию со стороны Саула, по одним только подозрениям. Эти подозрения и ненависть к Давиду, постепенно усиливаясь, возросли до такой степени враждебности, что Саул постоянно преследовал Давида и искал его смерти. Такое печальное и горестное положение Давида могло довести его до отчаяния. Но мы знаем, что он имел крепкую надежду на Бога и никогда не предавался отчаянию, за что и пользовался всегда милостию Божией и помощию от Бога, о чем он и не переставал свидетельствовать пред Богом и всеми людьми: «Чаях Бога», т.е. я надеялся на Бога, говорил он в подобных случаях, «спасающаго мя от малодушия и от бури; аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» (Пс. 54:9, 17). То же самое говорит и здесь: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему» (по переводу с еврейского). Не простую молитву совершил он пред Богом, но соединенную с великою скорбию, с печалию сердца. Как горный ручей изливается в море, так, говорит, излил и я моление свое в бездну милосердия Божия.

Объяснение священной книги псалмов.