Толкования на Тов. 3:1

Лопухин А.П.

Ст. 1-6 Опечалив­шись, я заплакал и молил­ся со скорбью, говоря: праведен Ты, Го­с­по­ди, и все дела Твои и все пути Твои – милость и истина, и судом истин­ным и правым судишь Ты вовек! Во­с­по­мяни меня и при­зри на меня: не наказывай меня за грехи мои и заблужде­ния мои и отцов мо­их, которыми они согрешили пред Тобою! Ибо они не по­слушали заповедей Тво­их, и Ты пред­ал нас на расхище­ние и плене­ние и смерть, и в притчу по­ноше­ния пред всеми народами, между которыми мы рас­сеяны. И, по­истине, многи и праведны суды Твои – делать со мною по грехам мо­им и грехам отцов мо­их, по­тому что не исполняли заповедей Тво­их и не по­ступали по правде пред Тобою. Итак, твори со мною, что Тебе бла­го­угодно; по­вели взять дух мой, чтобы я раз­решил­ся и обратил­ся в землю, ибо мне лучше умереть, нежели жить, так как я слы­шу лживые упреки, и глубока скорбь во мне! Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную и не отврати лица Твоего от меня.

Молитва Товита к Богу об избавлении от страданий

Под тяжестью бедствий: слепоты, бедности, упреков от жены — Товит совершает пламенную молитву. Молитва эта в целом и отдельных подробностях имеет строго библейский характер и во многих случаях имеет немало для себя аналогий в других библейских местах, особенно в разных, содержащихся в Библии, молитвах известных священно-исторических лиц. Так смиренное исповедание Товитом правды и милости всех Божьих дел и путей (ст. 2) и по мысли и частью по букве напоминают, напр., слова псалмопевца Пс XXIV:10; пророка Иеремии (Иер XXII:1); пророка Даниила (Дан IV:34 и др.). Верование в то, что за грехи отцов иногда наказываются потомки (ст. 3), как известно, проходит через весь Ветхий Завет, нашло выражение в Моисеевом законодательстве (Исх XX:5; Чис ХIV:18), встречало подтверждение в разных исторических фактах (напр., за грех Хама был проклят сын его Ханаан, за грех Давида умер сын его от Вирсавии; тяжкие последствия грехов Соломона пришлось нести сыну его Ровоаму), и, хотя крайности и злоупотребления этим верованием вызывали пророческое осуждение и опровержение (Иер ХХXI:29; Иез XVIII:1–4), однако оно держалось в народе иудейском вплоть до времен новозаветных, как видно из суждения апостолов о слепорожденном (Ин IХ, 2). В отношении к судьбам Израиля верование это имело особенный смысл (ст. 4, сн. Втор XXIII:15), как это, напр., исповедал, подобно Товиту (ст. 4–5), пророк Даниил (Дан IX:4–13).

Наконец, и просьба Товита о смерти (ст. 6) имеет аналогию себе в молитвах: Иова (Иов VII:15), пророка Илии (3 Цар XIX:4, ср. Толков. Библ. т. II) и др., хотя, конечно, прошение это имеет лишь относительную ценность и значение (ср. Иона IV:3 след.). Само собою, однако, разумеется, что эти черты сходства книги Товита с другими библейскими книгами не могут говорить в пользу мнения (Эйхгорна и др.), будто в кн. Товита мы имеем свободное подражание или развитие сообщений др. книг библейских.