Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Сын не делит славу с Отцом, но имеет всю славу Отца, как и Отец имеет всю славу Сына (ср. Ин. 17:5).
Опровержение исповедания Евномия.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Поскольку Он стал человеком, соделав Себе плоть от Святой Девы, то мы, следуя смыслу домостроительства, утверждаем, что Тот, Кто стоял превыше страдания как Бог, пострадал собственной плотью по Своему человечеству. Ибо если, будучи Богом, Он стал человеком, однако никоим образом не отдалился от бытия в качестве Бога; если Он стал частью творения, но, тем не менее, остался превыше творения; если, будучи Законодателем как Бог, Он сделался подзаконным (ср. Гал. 4:4), однако по-прежнему остался Законодателем и, будучи Владыкой по Божеству, принял образ раба (ср. Фил. 2:7), но Владычнее достоинство сохранил неутраченным; если, будучи Единородным, Он стал первенцем среди многих братьев (ср. Рим. 8:30) и по-прежнему есть Единородный, - то что удивительного, если Он, пострадав плотью по человечеству, по Божеству и после этого мыслится бесстрастным? Вот и всемудрый Павел говорит, что Слово, бывшее в образе Бога и Отца и в равенстве с Ним, то же Слово стало послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:6-8).
Послания.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами
Что значит: «кто постыдится Меня и Моих слов», и прочее?
Ответ. Многие хотят со Христом прославленными быть, но со смиренным и страждущим мало кто хочет. Но сие невозможно. Надо ученикам, рабам и членам тела в смирении и страдании быть со своим Учителем, Господом и Главою. Страждет глава, страждут и прочие члены тела. Поносится господин, поносятся и рабы его. Терпит учитель, терпят и ученики его. Христиане – телесные члены, рабы и ученики Христовы, потому надо и им последовать Христу как Главе, Господу и Учителю своему. Да не постыдится терпеть ученик, и раб, и член телесный то, что терпел Учитель, Господь и Глава. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф 10:24).
Видим христиане, что Христос Господь наш всякое бесчестие и злострадание претерпел за нас, потому праведный долг наш – не стыдиться претерпеть, что ни приключится нам. Если же кто убегает и стыдится терпеть поношение и озлобление, того и самого постыдится Господь, когда придет не в смирении, но во славе, и «скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы» (Лк 13:27). Не признаю за рабов тех, которые не работали ради Меня, не принимаю как учеников тех, которые не последовали стопам Моим. Стыдились вы Меня в смирении Моем, и Я вас ныне стыжусь в славе Моей. Недостойными вы себя судили крест носить и последовать Мне, недостойными Меня и Я вас сужу. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).
Если Христа недостоин, то достоин того, гордости которого последует. Ибо, кто Христу не следует и со Христом не пребывает, тот необходимо должен противнику Его последовать и с ним участие иметь, – к какой-либо стороне надо пристать и той держаться. Кто чью волю творит, тот тому и последует. Жизнь в мире этом – непрестанная брань, в которой две стороны сражаются не оружием видимым, но духовным и невидимым, как и брань эта – невидимая и духовная. Христос, Царь мира, Церковью Своей управляет, и защищает ее, и вооружает против дьявола, врага христиан, но дьявол против них восстает, и вооружается со своим полчищем, и хочет не города их отнять, а души пленить. Потому непременно всякий или со Христом и рабами Его под крестом Его воинствует против того врага, или в противной стороне находится.
Письма келейные. Письмо 119.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами
Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, — должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно, в большинстве своем, уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, имеющие значение закона, превысшего всех законов, противны, враждебны жительству богоугодному.
Аскетическая проповедь.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Но се, главный ужас для всех тех, кто в этой жизни не боится греха. Господь говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Услышьте то, все верные, и не рассчитывайте сверх меры на милосердие Божие. Воистину, на нераскаянных богохульников милость Божия будет изливаться только в этой жизни, а на Страшном Суде милость сменится правосудием. Услышьте сие, все с каждым днем приближающиеся к неизбежной смерти, услышьте и вострепещите душою и сердцем. Эти слова произнес не враг наш, но Величайший Друг. Те же самые уста, что и со Креста простили врагов, изрекли и сии страшные, но праведные слова. Кто постыдится Христа в этом мире, того и Христос постыдится при кончине этого мира. Кто постыдится Христа пред грешниками, того и Христос постыдится пред ангелами святыми. Чем будешь хвалиться ты, о человек, если будешь стыдиться Христа? Если ты постыдишься жизни, значит, будешь хвалиться смертью! Постыдишься истины? Значит, будешь хвалиться ложью! Милосердия? Значит, будешь хвалиться злобою! Правды? Значит, будешь хвалиться неправдою! Страданий на Кресте? Значит, будешь хвалиться идольскою мерзостью! Бессмертия? Значит, будешь хвалиться смертным тлением и могильным смрадом! И пред кем, наконец, станешь ты стыдиться Христа? Пред тем ли, кто лучше Христа? Нет; ибо нет никого лучше Христа. Значит, ты постыдишься Христа пред тем, кто хуже Христа. Стыдится ли сын отца своего пред медведем или дочь матери своей пред лисицею? Так к чему тебе стыдиться Преблагого пред злыми, Чистейшего пред нечистыми, Всемогущего пред ничтожными, Премудрого пред тупыми? К чему стыдиться величественного Господа пред родом прелюбодейным и грешным? Потому ли, что род сей постоянно мелькает у тебя пред глазами, а Господа не видно? Но еще совсем немного, и Господь явится во славе, на облаках, составленных множеством ангелов, и род сей исчезнет от ног Его, как прах от сильного ветра. Воистину, тогда ты будешь стыдиться не Господа славы, а самого себя, однако стыд твой уже не принесет пользы. Лучше стыдиться теперь, пока стыд еще помогает, стыдиться всего пред Христом, а не Христа пред всем. Почему Господь говорит: кто постыдится Меня и Моих слов? Кто постыдится Меня означает: «кто усомнится в Моем Божестве, и в Моем Божественном воплощении от Пречистой Девы, и в Моих муках на Кресте, и в Моем Воскресении; и кто устыдится Моей нищеты в мире, Моей любви ко грешникам». Кто постыдится… Моих слов означает: «кто усомнится в Евангелии или отречется от Моего учения; или извратит Мое учение и чрез ересь внесет смуту и распри в собрание верных; или гордо вознесется превыше Моего откровения и попытается заменить Его неким иным, своим, учением; или намеренно умолчит и скроет Мои слова пред сильными и могущественными мира сего, стыдясь Меня и страшась за себя». Слова Христовы суть животворящее завещание миру, так же как и Его страдания, Его тело и Его кровь. Господь не отделяет Своих слов от Себя и не придает им меньшего значения, чем Своей личности. Его слово неотделимо от Него. Его слово имеет силу, как и Его личность. Потому Он сказал Своим ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Он словом Своим очищал души, исцелял болящих, изгонял бесов, воскрешал умерших. Слово Его – творческое, очистительное, животворящее. Впрочем, что тут удивительного, если в Евангелии говорится: «и Слово было Бог» (Ин. 1:1)?
Род сей Господь называет прелюбодейным в широком смысле этого слова, подобно древним пророкам, кои и поклонение другим богам называли прелюбодеянием (Иез. 23:37). Прелюбодействует всякий, кто забывает свою жену и идет вслед чужой; но прелюбодействует и всякий, кто забывает Бога живаго и начинает поклоняться сотворенному миру. Кто оставляет веру в Господа и верует в людей, кто оставляет любовь к Богу и переносит ее на людей или вещи, тот совершает прелюбодейство. Короче говоря, все грехи, из-за которых твоя душа удаляется от Бога и сочетается с кем-либо или чем-либо вне Бога, могут быть названы одним общим именем – прелюбодеяние, ибо все они имеют особенности супружеской измены. Итак, кто постыдится Господа Иисуса Христа, Жениха души человеческой, пред таковым прелюбодейным родом, воистину, подобен невесте, постыдившейся своего жениха пред распутными людьми. Господь говорит не просто «в роде сем грешном», но прелюбодейном и грешном. Для чего? Дабы особым образом обличить прелюбодеяние. Под прелюбодеянием же здесь подразумеваются все самые тяжкие грехи, ядовитые и смертоносные, кои более всего отвращают человека от следования за Христом, от самоотвержения, от креста и перерождения.
Но посмотрите, сколь удивительно оканчивается сегодняшнее евангельское чтение: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Можно было бы сказать, что на первый взгляд эти слова не связаны с предыдущими речами. Между тем, связь сия ясна, и конец дивен. Господь не хочет оставить Своих верных без утешения. Призвав их взять свой крест, отвергнуться и самой души своей, грозно предупредив их о страшном наказании, ожидающем того, кто постыдится Его и Его слов, Господь ныне изводит на небо радугу после бури. Он спешит возвестить и о награде тем, кто послушает Его и последует за Ним со своим крестом. Эта награда достигнет некоторых и прежде кончины мира и Страшного Суда, и даже прежде конца их жизни, здесь на земле. Они не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Сколь премудр Господь в проповеди Своей! Он никогда не говорит об осуждении, не упомянув и о награде; не обличает, не хваля; не подводит людей к тернистому пути, не поминая и о радостях в конце пути; не произносит угроз, не давая утешения. Он не оставляет небо покрытым тучами, без того чтобы вскоре не показать сияние солнца и великолепие радуги.
Но кто суть те, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе? Господь, говоря пред скоплением народа и учеников Своих, изрекает: есть некоторые из стоящих здесь. Так кого же Он имеет в виду? Прежде всего, всех тех, кто исполнит заповедь Его о крестоношении и отвержении себя. Они еще в этой жизни почувствуют на себе силу Царствия Божия. На них сойдет Дух Божий, Который очистит их и просветит, и отверзет им врата тайн небесных, как позднее произошло с апостолами и с архидиаконом Стефаном. Не видели ли апостолы в день Пятидесятницы Царствия Божия в силе, когда облеклись силою свыше? «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55). И не видел ли евангелист Иоанн Царствия Божия прежде своей телесной смерти? И апостол Павел не был ли восхищен до третьего неба, не вкусив смерти? Но оставим апостолов. Кто знает, сколькие и сколькие из тех, кто присутствовал при сей проповеди Христовой, ощутили силу Духа Святаго и узрели Царствие Божие, пришедшее в силе, прежде расставания с этим миром?
Однако, кроме сего изъяснения, некоторые духоносные толкователи Евангелия дают приведенным выше словам Христовым и другое. А именно, они относят эти слова Спасителя к трем ученикам, Петру, Иакову и Иоанну, кои вскоре после проповеди сей увидели на Фаворе преобразившегося Господа, беседующего с Моисеем и Илией. Нет сомнения, что это толкование верно, но оно не исключает и первого объяснения. Трое апостолов воистину видели царствие Божие, пришедшее в силе, когда на горе Фаворской Господь показал Себя в небесном блистании Своем и когда из мира иного явились видимым образом Моисей и Илия, по обе стороны Господа славы. Но вовсе не следует думать, будто это единственный случай, когда смертные люди видели Царствие Божие, пришедшее в силе. Сей случай на Фаворе – воистину величественный и в своем роде уникальный; однако он не исключает и других бесчисленных случаев, когда смертные люди видели при своей жизни – хотя и иным образом – Царствие Божие в силе и славе.
Если мы захотим, то и мы можем, не вкусив смерти, узреть Царствие Божие, пришедшее в силе. При каких условиях оно отверзается, ясно глаголет сегодняшнее евангельское зачало. Возьмем добровольно крест свой и последуем за Господом. Постараемся потерять свою ветхую душу, свою греховную жизнь и усвоить то, что для человека спасти душу свою важнее, нежели приобрести весь мир. Так и мы удостоимся, по милости Божией, видеть Царствие Божие, великое в силе и несравненное в славе, где ангелы со святыми деннонощно славословят Бога живаго, Отца и Сына и Святаго Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.
Беседы. Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Сам Господь говорит: Кто постыдится Меня… того постыдится и Сын Человеческий. А христианин ли тот, кто себя таковым считает, но христианином быть стыдится или испытывает боязнь? Как может быть со Христом тот, кто приблизиться ко Христу стыдится или же опасается?
О падших.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами
Не пройди без внимания мимо этого слова! Оно — строгое. В нем речь не о явном отступничестве от Христа, а как будто о малом, совсем безгрешном: о постыжении Христом и Христовым. Господь только что изложил ученье о непримиримости с миром греха, и, как следствие его, ученье о пути креста, и делает выводы из этого учения применительно к жизни. Вывод такой: у тебя, христианин, свой путь и ты иди им. Иди прямо, открыто, без смущения! Что же стесняться жизни и Света, к которым ты идешь? Тебе будет очень трудно, потому что ты окружен миром греха. Если же ты для облегчения тяжести жизни среди зла, как тебе думается, станешь на путь сглаживания пропасти между тобой и миром зла, то ты только потеряешь, потому что всякий компромисс есть путь истребления христианства (ср. 8:32-33). Незаметно для себя самого ты отвергаешься от Меня, и тогда Мое лицо должно отвернуться от тебя. Вот почему всякое, даже, по-видимому, малое компромиссное отклонение от Христа, даже только «стыжение» Его перед лицом мира — греха так строго встречается Господом, что Он постыдится такого верующего («отвернет Свое лицо: не вем вас»…), когда придет во славе Отца с ангелами Своими.
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится», признает недостойным рабом Своим, когда «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но «в славе» и с воинством Ангельским.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Я спасен, если не постыжусь Господа моего. «Кто, - говорил Он, - Меня постыдится, того и Я постыжусь» (ср. Мф. 10:33). Впрочем, я не нахожу причин для смущения, которые являли бы через мой презренный стыд бесстыдство и счастье глупца. Распят Сын Божий - не стыдно, ибо достойно стыда (ср. Рим. 10:11). И умер Сын Божий - в это можно поверить, потому что нелепо (ср. 1 Кор. 1:23). И воскрес, погребенный, - это верно, потому что невозможно. Но как же все это могло в действительности произойти с Ним, если бы Сам Он не был настоящим, если бы Он воистину не имел в Себе то, что распиналось, умирало, погребалось и воскресало, - то есть плоти, пропитанной кровью, держащейся на костях, пронизанной нервами, оплетенной венами?
О плоти Христа.
Если я избегаю страданий, то сомневаюсь в вере. «Блаженны изгнанные за имя Мое» (ср. Мф. 5:10-11), следовательно, несчастны те, кто бегает от страданий. Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22). Как же я, когда ты просишь меня бежать, стану «претерпевшим до конца»?
О бегстве во время гонений.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Стыдиться Христа и Его слов значит стыдиться веры в Него, как распятого на кресте, стыдиться Его учения, как бы не заслуживающего внимания, т. е. из угождения людям, из боязни насмешек их, из каких-либо корыстных расчетов стыдиться принимать или обнаруживать веру во Христа, говорить о Нем и Его учение в обществе, исполнять Его учение и даже отрекаться веры в Него. Того постыдится и Сын Человеческий, когда придет судить мир, т. е. сочтет недостойным Себя и своего царства, отвергнет от Своего лица и лишит участия в царстве Своем.
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.
Постыдится значит более, чем отвержется (Мк. 8:34). Отвергаться Христа можно по страху пред насилием, по малодушию и т. п. Постыдиться же Христа и Его учения можно только по гордости и высокоумию, считая учение Его ниже себя и Самого Христа обыкновенным человеком. Господь явился в образе раба, жил в бедности, страдал; кто постыдится Его в этом образе и сочтет не стоящим внимания Его (Мих.), того постыдится и Он, Сын Человеческий (Мк. 2:10). Постыдится Господь, т. е. сочтет недостойным Себя и Своего царства, отвергнет и не примет в Свое царство.
В роде сем прелюбодейном и грешном. Не веровать во Христа для иудеев было тоже, что прелюбодействовать (Злат.). Отношения между Богом и еврейским народом в ветхозаветном Свящ. писании нередко представляются под образом между мужем и женой, и неверность народа Богу, его идолослужение под образом прелюбодеяния (Иез. гл. 23, Иер. 3:9 и др.). Егда приидет (когда придет) во славе Отца Своего и пр., т. е. придет в день второго славного и страшного пришествия Своего на суд вселенной, придет, окруженный тем же величием и славой, каким окружен вообще Бог (Мф. 25:31).
Толкование на Евангелие от Марка.
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
См. Толкование на Мк. 8:34