Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим
См. Толкование на Ис. 52:8
Ст. 9-10 Да отрыгнут веселие вкупе пустыни Иерусалима, яко помилова Господь его и избави Иерусалима: и открыет Господь мышцу свою святую пред всеми языки, и узрят вси концы земли спасение, еже от Бога нашего
Изречение: отрытуть веселие может указывать на тех, которые гласом своим возносят благодарственные песни, и употребляют попечение о славословиях, благоугодных Богу. Посему в книге Псалмов написано: «и язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей» (Пс. 34:28); и тем, которые хотят это делать, это будет доставлять веселие. Поелику же пустыни Иерусалима, говорит, должны делать это; то желая объяснить смысл предложенных слов, скажем следующее. Населяющие широкий и длинный город, хотя бы и были столь многочисленны, что могли бы наполнить его, и не оставили бы в нем ни одного пустого места; но когда они становятся не многочисленными вследствие ли смерти многих или потому, что война постигнет их, или же другое какое либо обстоятельство доведет их до того; то многие, находящиеся в нем места или жилища остаются пустыми. Этому самому подверглись Израильтяне. После того, как сделались они господоубийцами и руки их стали полны кровей; тогда они истреблены были во время войны Римлянами, так что только не многие из них остались в живых и святой город опустел народонаселением. Но возвеселятся, говорит, пустыни его; ибо дома, не имеющие обитателей, бывают печальны и как бы исполнены уныния: напротив если они имеют очень много жителей, они бывают радостны и как бы улыбаются. Но на основании исторических событий скажем нечто и о духовных предметах. Церковь из язычников, то есть уверовавшие из язычников, которые и называются Сионом и Иерусалимом, были сначала немногочисленны и истинно святой и град Божий, то есть, Церковь, был как бы пустынным; но (потом) в нем ничего не осталось пустым; потому что он наполнился чрез Христа. Посему и сказано ему: «возведи окрест очи твои и виждь» собранная чада твоя. «Се, сии издалеча приидут, сии от севера и от моря, инии же от земли Персския. И речеши», говорит, «в сердцы своем: кто мне породи сих? аз же безчадна и вдова, сих же кто воспита мне? аз же остахся едина, сии же мне где быша» (Ис. 49:12, 18, 21)? И опять: «разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колие твое укрепи. Еще на десно и на лево простри» (Ис. 54:2-3). И действительно, когда язычники были призваны чрез веру, они стекались ко Христу из всякого народа, города и страны, так что обращающиеся призываются с востока и юга, запада и севера и их было гораздо больше, чем потомков Израиля. И на это самое указывал пророк Исаия, говоря о Церкви и синагоге Иудейской: «возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (Ис. 54:1). Неплодною и не рождавшею и сверх того пустынною называет Церковь из язычников, потому что она была бездетна и ненаселенна, то есть вдова, не имеющая слова, сеятеля всякого добра. Синагогу же иудейскую называет замужнею ради того, что она была подчинена игу закона, данного чрез Моисея, оплодотворенною священными наставлениями, чрез которые она могла плодоприносить Богу служение, как бы в тенях и образах. Но детей у пустынной, то есть у вдовы гораздо больше, чем у имеющей мужа. Каким же образом произойдет сие, объяснил это присовокупив: и открыет Господь мышцу свою святую пред всеми языки, и узрят вси концы земли спасение, еже от Бога. Когда открылась живущим по всей земле мышца Бога и Отца, то есть, Сын, когда Он стал известен всем народам и концы земли, то есть, живущие во всех концах земли узрели совершенное Им спасение, очевидно чрез веру; тогда наполнились пустыни Иерусалима, очевидно духовного и количество призванных сделалось бесчисленным. Мышцею же Бога и Отца богодухновенное Писание обыкновенно называет Сына; ибо Он есть сила и всемогущая десница Его, чрез которую Он совершает все и которой божественный Давид говорит: «да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя» (Пс. 88:14), и опять о Боге Отце: «воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе Его десница Его и мышца святая Его» (Пс. 97:1).
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 9-10 Радуйтесь и хвалите вместе, пустыни Иерусалима! Ибо утешил Господь народ Свой: искупил Иерусалим. Уготовал Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов: и увидят все концы земли спасение Бога нашего
По отведении в плен народа иудейского и сожжении города, или было мало, или совсем не было никакого обитателя в Иерусалиме. Но после того как говорившее прежде в лице пророков и бывшее в начале у Бога Бог-Слово обитало с нами и стало плотию (Ин. 1:14), пустыни Иерусалима были восстановлены; и пришел Тот, о котором написано: Сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит (Ис. 43:13), чтобы он не был оплакиваем Иеремиею: како седе един град, умноженный людми; бысть яко вдовица, умноженный во языцех (Плач. 1:1), но чтобы внимал Давиду, поющему: внегда возвратити Господу плен Сиона, быхом яко утешени (Пс. 125:1), и спустя немного: быхом веселящиеся (Пс. 125:3).
А чтобы мы знали, что это говорится не о народе иудейском, но о всех, имеющих чрез апостолов уверовать в Господа, он полагает и говорит: Тот, который утешил его, или помиловал его, и который избавил или искупил его, Сам уготовал или открыл святую мышцу Свою пред всеми народами: и увидят все концы земли спасение Бога нашего. Из этого явствует, что, по создании чрез апостолов духовного Иерусалима, то есть Церкви, оставленной иудеями, мышца Господа открывается всем народам, и все концы земли видят спасение Его. Это двояко понимается. Ибо или Отец открывает мышцу Свою всем народам, или Сын открывает силу Свою. О Нем написано: яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся (Лк. 6:19), и опять: Аз бо чух силу исшедшую из Мене (Лк. 8:46), которая исцелила кровоточивую. А что Сын Божий называется десницею и мышцею Отца, на это есть много свидетельств, из коих приведем немногия: спасет Ему Десница Его, и Мышца святая Его (Пс. 97:1). И в другом месте: на Мышцу Мою языцы надеятися будут (Ис. 51:5). О ней Иаков говорит: Той чаяние языков (Быт. 49:10), и восемьдесят осьмой псалом: Твоя Мышца с силою (Пс. 88:14). Этою Мышцею Господь вывел народ Израильский из земли египетской. О Ней первому из апостолов (Мф. 10:2) говорит: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех (Мф. 16:17). И апостол Павел о себе говорит: егда благовол Бог, избравый мя от чрева матере моея, явити Сына Своего во мне (Гал. 1:15-16).
А что со всеми народами он соединил все пределы земли, имеющие увидеть спасение Божие, это указывает на тоже, что и в другом месте говорится: обратитеся ко Мне, и спасетеся, иже от края земнаго (Ис. 45:22); и чрез Иеремию: к Тебе языцы приидут от последних земли (Иер. 16:19); и опять: помянутся и обратятся ко Господу вся отечествия язык: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки (Пс. 21:28-29); так что не только различные народы порознь, но и все страны света по отношению к Христу предвозвещаются как имеющие уверовать, сообразно тому, что Он Сам говорит: и проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней, и тогда приидет кончина (Мф. 24:14). Другие под краями концами земли хотят разуметь тех, которые, становясь не на средине земли, но на крайних пределах ея наподобие колес, оставляют низменное, и спешат к возвышенному.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.
Ст. 9-12 Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас
Идет обычный у автора данной книги торжественно-благодарственный гимн Богу за дарование столь великой радости. Возвещенная Благовестником и Его стражами радость так велика и необычна, что для выражения ее, по слову Спасителя, «вопиют самые камни» (Лк. 19:40) - именно, развалины святого города, от лица которого и возносится этот благодарственно-хвалебный гимн Богу-Искупителю.
Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима… Раньше к подобному же торжеству пророк Исаия призывал весь верный Израиль (Ис. 44:23); теперь он тоже повторяет Иерусалиму, разумея, как и в первом случае, под ним лишь достойных граждан Иерусалима, принявших Мессию и нашедших в Нем свое спасение. Все поэтические образы для этой пророческой аллегории взяты из действительной истории. Известно, что Иерусалим был превращен в развалины (Ис. 44:26; 49:19; 64:10) и что эти развалины были, более или менее, восстановлены, по возвращении из плена.
Ибо утешил Господь народ Свой - искупил Иерусалим. Хотя об утешении и искуплении Иерусалима здесь говорится в прошедшем времени, но это обычное у Исаии прошедшее пророческое, свидетельствующее лишь о глубоком убеждении в несомненности будущего.
Толковая Библия.