Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи
Да отпадут от мыслей своих. Ибо все эти умышления обратили против меня, противясь преспеянию моему по Богу. По множеству нечестия их изрини я, соделав их благочестивыми. Ибо те, которые гонят душу, творящую угодное Богу огорчают Бога, став явными богоборцами.
Толкование на псалмы.
Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи
«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих». Заметь и здесь кротость молитвы. Не сказала: накажи; но: «осуди их» и прекрати злобу их; сделай злоухищрения их безуспешными. А молиться, чтобы не преуспевали злые дела их, значит – молиться об их же пользе.
«По множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя» – т.е. я нисколько не забочусь о том, что делается со мною, но скорблю о том, что касается Тебя. Подлинно, любомудрой душе свойственно – не мстить за оскорбление себя, но сильно восставать против оскорбления Бога. Между тем многие поступают напротив, оставляя без внимания касающееся Бога и с великою силою мстя за себя. Не таковы святые, но они сильно восставали против оскорблений, касающихся Бога, а касающиеся их самих оставляли без внимания.
Беседы на псалмы. На псалом 5.
Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи
Послушаем же далее, что против них вопиет к Богу Псалмопевец святой, ревнуя по Боге, Которого они бесстрашно прогневляют. Суди их, Боже, да отстанут от замыслов своих, за их великое нечестие низвергни их, ибо они прогневали Тебя, Господи. То же говорит о них и апостол: суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Петр 2:3). Не знают, где, и когда, и как суд Божий их постигнет, но в яму, которую другим копают, сами впадут.
Мы же, зная, что сами по себе от таких хитрецов, как от ловчих псов дьявольских, укрыться и сохраниться не можем, – ибо они по-разному козни свои плетут, – все печали наши возложим на Господа, и в крове крыльев Его сокроемся, ибо Он печется о нас (1 Петр 5:7).
Размышления на псалмы и замечания из текстов.
Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи
См. Толкование на Пс. 5:10
Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи
Суди им, Боже
Ты, говорит, Боже,—Ты, которому ненавистны все поступающее подобным образом, как Ты сказал уже (ст. 5-7), Сам рассуди им.
Да отпадут от мыслей своих
Иначе говоря: пусть они обманутся в своих расчетах.
По множеству нечестия их изрини (изгони) я
За их нечеcтие говорит, изрини (т.е. прогони от себя, отвергни) их, ибо они Тебя не почитают; и я не из—за себя прошу здесь Тебя об этом, хотя и я наследие Твое, Боже. Или иначе: чем более исполняются они нечестия, тем скорее отдаляют они себя от Твоего благоволения. Нечестивым же почитается не только тот, который не чтит Бога, но и тот кто чтит Его не так как приличествует истинному Богу.
Яко преогорчиша (разогорчили) Тя, Господи
Не столько, говорит, беспокоит меня то, что составляют они против меня, сколько скорблю я о том, что они делают против Тебя, Боже; они разогорчили Тебя своими злыми намерениями, о которых упоминали мы выше. Или иначе: они разогорчают Тебя, моего Господа, враждуя против меня, хранящего Твои повеления.
Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи
Давид пророчествует, что враги его, или паче враги святыя церкве, не токмо исключены будут от наследия, о котором сказано в заглавии псалма, но и осудятся на вечныя муки. Суди им, Боже: то есть, накажи их на праведном суде Своем по их достоинству и по заслугам. Да отпадут от мыслей своих: то есть, да не возимеют успеха в намерениях своих, да оттщетятся надежд, по которым мечтали превозмощи избранных. По множеству нечестия их изрини я: то есть, по мере и по числу нечестивых дел их, изжени от наследия вечных благ во тьму кромешную. Яко преогорчиша Тя: ибо, озлобляя праведных, не их озлобили, но Тебя, всех Бога, преобидели. (Сии и сим подобныя клятвы людей благочестивых, изрекаемыя на нечестивых, не должно приписывать плотскому желанию мщения, но благочестивой ревности по Бозе, каковую Дух Святый производит в сердцах их, за которою последует и самое исполнение, то есть, погибель нечестивых.)
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Ст. 11-13 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
Поэтому несомненно, что Господь явится наказующим их (суди им), не допустит осуществиться их планам, и изгонит их (изрини) из общества. Если, таким образом, победит дело правое над грехом, тогда этому обрадуются все богобоящиеся (уповающии, любящии), Бог будет жить как бы между ними, как бы явится находящимся среди них и будет прославляем ими, как защитник праведников.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи
«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов» - осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими.
Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи
Словами сего стиха пророк просит суда Божия на нечестивых: осуди их, Боже, праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам; не дай успеха их коварным и злобным замыслам; отними у них всякую надежду на исполнение их нечестивых намерений, которыми они мечтали погубить избранных Твоих (здесь нужно припомнить выражение псаломской надписи: О наследствующем). По множеству нечестия их изрини я, т.е. за множество беззаконий их отвергни их, лиши их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам, и выбрось их во тьму кромешную; потому что, восставая против избранных Твоих, они возмутились против Тебя и наносят оскорбление Твоей святости. Такая молитва людей благочестивых о наказании нечестивых должна быть понимаема не как естественное желание мщения, но как благочестивая ревность по Бозе, какую возбуждает в сердцах их Дух Святой, и за которою последует и самое исполнение, т.е. погибель нечестивых, если они не исправятся.
Объяснение священной книги псалмов.