И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое
И вселишися в них. Ибо придут и сам Он и Отец Его, и обитель у него сотворят (Ин. 14:23).
Толкование на псалмы.
И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое
«И возрадуются все уповающие на Тебя». Вот и плод молитвы: и те делаются лучшими и отстают от пророков, и другие получают великое удовольствие, видя их перемену, обращение к лучшему и успешное исправление.
«Вечно будут ликовать, и Ты будешь». Вот самая постоянная радость. Другие радости бывают нисколько не лучше водных потоков, лишь только являясь и тотчас исчезая; а радость по Боге бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвышается от самих препятствий. Так апостолы подвергались биению, и радовались (Деян.5:40); Павел терпел скорби и ликовал, готовился умереть и призывал других к участию в своей радости: «но если я», говорил он, «и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Флп. 2:17,18). Кто радуется, таким образом, с теми обитает Бог. Вот почему и она говорит: «вечно будут ликовать, и Ты будешь». Тоже самое выражал и Христос, когда, желая показать неизменяемость этой радости, говорил; «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:22). И Павел говорит еще: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17,18).
«И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое». Этим только и можно хвалиться, этому только радоваться, этим только восхищаться. А кто хвалится вещами житейскими, тот нисколько не отличается от людей, веселящихся во сне.
Беседы на псалмы. На псалом 5.
Ст. 12-13 И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
И «да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них». А сие, то есть, не гибель врагов их, но Твое промышление, исполнит веселия уверовавших в Тебя, доставит им вечное наслаждение; они убедятся чрез сие, что Ты в них обитаешь, и ходишь, и делаешь их освященным храмом.
«И похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи». Поелику Твое благословение и промышление ограждают служителей Твоих; то посвятившие себя на то, чтобы им быть любителями имени Твоего, высоко ценя Твою попечительность, поведають могущество Твое. Так говорит и блаженный Павел: «хваляйся, о Господе да хвалится» (1 Кор.1:31).
«Яко оружием благоволения венчал еси нас». Благоволением Божественное Писание именует благую Божию волю. Таково изречение: «благоволил еси Господи землю Твою» (Пс.84:2), то есть, земле Твоей ниспослал блага; и у блаженнаго Павла сказано: «по благоволению хотения Своего» (Еф.1:5), то есть, по благому Своему изволению. Посему и здесь говорит: благое Твое изволение и великая Твоя к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем.
И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое
И да возвеселятся вcи уповающи на Тя
Так в то время, когда враги Твои отвергнуты Тобою, праведники напротив исполняются радости, потому что они, на Тебя одного уповая, одерживают верх над столькими и такого рода врагами.
Во век возрадуются
Иначе говоря: вечно и беспрестанно, получая всякий раз скорое Твое утешение.
И вселишися в них
Успокоиваемые конечно красотою своих душ во век возрадуются. Ибо, говорит Писание, вселюся вних, и похожду, и буду им в Бога и тии будут Мне в людие (Лев. 26:12; 2 Кор. 6:16).
И похвалятся о Тебе любящи имя Твое
Потому что одни только они познали Бога истинного, и на сем одном утвердили свои упования. Или иначе: христианские мужи настолько любят божественное звание Христа, что по одному сему хотят быть узнаваемы, и о едином Христе хвалятся, по Апостолу: мне же, говорит, да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисyсa Христа (Галат. 6:14), то есть только о самом Христе распеншемся.
И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое
Дает причину, чего ради просит Бога, дабы произвел суд над врагами и отмстил им; понеже де плод сея милости будет для всех благочестивых общий. Аки бы сказал: Господи, аще мне подаси помощь на врагов и истребиши их в конец, то сие благодеяние не одному мне полезно будет, но распространится на всю церковь Твою, и на всех любящих Тя: ибо чрез сие больше утвердятся в вере и прославят имя Твое. По толкованию других, Пророк предвозвещает здесь о том преблаженном наследии праведных, которое ознаменовал в заглавии псалма, призывая их к торжественному веселию, и возбуждая благую надежду о будущих, аки бы сказал: возвеселитеся вси уповающии на Господа; аще бо и в многотрудном подвиге ныне обретаетеся, но в надежде будущих почестей ободритеся. Возрадуйтеся, и восхвалите имя вашего Бога, Иже вселится в вас аки в некоей скинии, и вы будете в Бозе, и Бог в вас, и тако будет Бог всяческая во всех. Потом, обращая слово к Богу, от лица своего и от всех праведных глаголет:
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое
См. Толкование на Пс. 5:11
Ст. 12-13 И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников
Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.
Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст. ) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.
И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое
Когда, говорит, сотворишь праведный суд Твой, Господи, тогда все получат праведное воздаяние по делам своим, тогда все те, которые, надеясь на милость Божию, терпели клеветы, напасти и разные обиды со стороны нечестивых, возвеселятся и возрадуются, и радость их будет вечная, нескончаемая (Ин. 16:22). Здесь пророк опять имеет в виду наследствующую, т.е. «церковь первородных на небесех написанных» (Евр. 12:23), которым уготованы от Господа вечная радость и вечное блаженство, к которым приидет Сам Господь, Отец Небесный, вселится в них и обитель у них сотворит (Ин. 14:23). И будут, продолжает пророк, хвалиться Тобою любящие имя Твое.
Объяснение священной книги псалмов.