Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
И похвалятся о Тебе любящии имя Твое, яко Ты благословиши праведника, Господи. Поелику ущедряешь рабов Твоих благословением и промышлением Твоим; то посвятившие себя на то чтобы им быть любителями имени Твоего, под Твоею благопопечительностью возвысятся духом, поведая силу Твою. Так говорит и блаженный Павел: хваляйся, о Господа да хвалится (2 Кор. 10:17).
Яко оружием благоволения венчал еси нас, то есть, при конце за труды наши даруешь нам венец, ограждая нас им, как некиим оружием.
Толкование на псалмы.
Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
«Ибо Ты благословляешь праведника, Господи». Так как многие, имеющие подобное настроение и особенно преданные добродетели подвергаются осуждению и осмеянию, то чтобы кто-нибудь из людей более слабых не падал духом, посмотри, как пророк укрепляет душу его: «ибо Ты», говорит, «благословляешь праведника». Какой вред от того, что люди и вся вселенная презирают его, если Владыка ангелов восхваляет его и прославляет? Точно также нет никакой пользы от того, если бы все, живущие на суше и на море, прославляли, а Он не благословлял. Поэтому будем всегда стремится к тому, чтобы Он нас прославил, чтобы Он нас увенчал. Если будет так, то мы станем выше всех, хотя бы мы находились в бедности, хотя бы в болезнях, хотя бы в крайне стесненных обстоятельствах. Так и блаженный Иов, сидевший на куче нечистот, покрытый гноем ран и бесчисленным множеством червей, терпевший невыносимые страдания, презираемый рабами, оскорбляемый друзьями, врагами и женою, доведенный до бедности, голода и неисцельной болезни, был блаженнее всех. Почему? Потому, что Бог благословил его, говоря: «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1).
«Благоволением, как щитом, венчаешь его». В заключение пророк опять произносит благодарность, воссылая благодарственное славословие Богу. Что значит оружие благоволения? Оружие превосходное, оружие по сердцу Божию, оружие самое благонадежное. Смысл этих слов следующий: Ты оградил нас самою лучшею помощью. Другой переводчик говорит: увенчаешь его (στεφανώσεις αΰτόν) (Акила), относя это к праведнику таким образом: Ты увенчаешь его, праведника, т.е. твое благоволение служит ему вместо оружия и оружия превосходного; или так: Ты ограждаешь праведника самою лучшею помощью, так что ни доблести его не лишаются безопасности, ни безопасность его не лишается славы. Подлинно, кто может быть сильнее, кто доблестнее человека, охраняемого вышнею десницею? Этот венец сплетается из милости, как сам Давид говорит в другом месте: «венчает тебя милостью и щедротами» (Пс. 102:4). Он сплетается и из правды, как говорит Павел: «а теперь готовится мне венец правды» (2Тим.4:8). Он есть и венец благодати, как другой писатель говорит: «возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч.4:9). Он есть венец славы, как говорить Исаия: «будет великолепным венцом и славною диадемою» (Ис.28:5). Этот венец имеет в себе все – и человеколюбие, и правду, и благодать, и славу, и красоту; он есть дар Божий, приносящий разнообразную благодать. Он есть и венец нетления, как говорит Павел: «те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1Кор.9:25). Таким образом, смысл приведенных слов следующий: Ты окружил нас безопасностью и славою. Таковы дары Божии – крепки и прекрасны; таковы венцы Его. У людей же бывает не так, но кто в славе, тот не в совершенной безопасности; а кто в безопасности, тот не всегда в славе; то и другое у них не легко соединяется, а если и соединяется, то скоро разрывается. Например: люди, облеченные властью, знатные и славные, не находятся в безопасности, но потому самому, по величию славы своей, они особенно и стоят на опасном месте; люди отверженные и презренные, находясь в безопасности по своей неизвестности, не пользуются честью, но потому особенно, что находятся в безопасности, не имеют почестей. А у Бога не так, но то и другое, и безопасность и слава, соединяются в высочайшей степени. Поэтому, представляя величие этих благ, и прежде всего то, как велико благо – быть угодным Богу, в чем заключается и оружие, и слава, и безопасность и множество других благ, с терпением будем проходить предстоящий нам подвиг, не будем никогда падать духом и оставаться без оружия. В этом роде войны невозможно воину оставлять оружие, но только тогда оканчиваются труды, когда оканчивается зрелище; а зрелище оканчивается тогда, когда душа отрешается от тела. Итак, пока мы в здешней жизни, нам нужно постоянно бороться, и сидя дома, и выходя на торжище, и вкушая пищу, и в болезни, и в здоровье. Даже время болезни бывает особенно временем этой борьбы, когда болезненные чувствования со всех сторон тревожат душу, когда скорби осаждают ее, когда диавол стоит и подстрекает сказать какое-нибудь недоброе слово. Тогда-то особенно и нужно держать себя в безопасности, ограждаться броней, щитом, шлемом и другим оружием, и непрестанно благодарить Бога. Это страшные стрелы для диавола, это смертельный удар для злого духа, за это особенно даруются светлые венцы. Так и блаженный Иов, – ничто не препятствует нам опять обратиться к нему, – за то особенно сделался славным, за то стал знаменитым, за то удостоился венца, что он во время искушений, болезни и бедности показал неизменную душу и непоколебимое сердце, и воссылал Богу благодарственные славословия, эту духовную жертву. Жертвою были слова его, которые он произносил: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).
Беседы на псалмы. На псалом 5.
Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
Сказано: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5:13). Для праведных одно и то же служит оружием и венцом, так что вооруженный духовно венчается. Ибо и Соломон сказал: «венцем же сладости защитит тя» (Притч. 4:9).
Письма на разные темы. Председателю Аристотелю.
Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
См. Толкование на Пс. 5:12
Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
Яко (за то, что) Ты благословиши праведника, Господи
Прославляя его не только в настоящей жизни, но и в будущей, когда Ты скажешь: пpиидитe, благословенные Отца Моего (Матф. 25,34). И так Ты, говорит, благословишь его, а нечестивые его хулят. Этими словами он утешает тех, которые терпят хулы за свою добродетельную жизнь.
Яко оружием благоволения (благоволением как оружием) венчал (оградил) ecи нас
Ты, говорит, Господи, крепко оградил и верно защитил нас крестом Твоим, этим щитом благоволения, т.е. неизреченного Твоего устроения. Или далее: под оружием благоволения должно разуметь надежный и крепкий щит. Выражение это свойственно св. Писанию Ветхого Завета; так говорится: сын силы, вместо сильный, и муж кровей, вместо жаждущий убийства или крови, и человек мира, вместо смирный. Так должно понимать и это, согласно с другими выражениями. Ты защитил нас крепостью Твоею, как щитом славным и крепким. Венец, ведь, именно есть круг, округленный и защищение.
Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
То есть: похвалятся о Тебе вси любящии имя Твое, того ради, понеже Ты благословиши их, и благословляя благосотвориши, даровав им венец славы, егоже заслуживают. А понеже корень и основание всех благ есть благоволение Божие, избравшее нас прежде сложения мира, от негоже происходит и звание, и оправдание, и благая дела, и самое прославление, сего ради заключает: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас, то есть: возвеселимся, и возрадуемся, и восхвалим Тя, Господи, того ради, понеже вся благая наша, временная и вечная, оттуду проистекают, яко Ты благоволением Твоим (благодатию Твоею, милостию Твоею) аки оружием или аки щитом ограждаеши нас.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
См. Толкование на Пс. 5:11
Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
См. Толкование на Пс. 5:12
Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас
В этих заключительных словах псалма пророк высказывает причину вечной радости праведников, которая состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.
Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Они так противоположны и такое тонкое между ними различие, что разуметь его можно только духовно живущему и внутренне озаренному человеку. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается. Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою».
Объяснение священной книги псалмов.