Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари
См. Толкование на Пс. 109:4
Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари
Опять касается домостроительства (Христова), обращая речь к низшему предмету: «Господь, говорит, одесную Тебя», хотя выше сказал, что Он седит одесную Отца. Видишь ли, что не нужно держаться одних только выражений? Что значит: «Господь одесную Тебя»? Коснувшись домостроительства, он говорит о плоти (Христовой), которая получала подкрепление. Мы видим, что Христос был «в борении…, и был пот Его, и в таком поте, как капли крови, падающие», и был укрепляем (Лк.22:44). Такова природа плоти. «Поразит в день гнева Своего царей». Не погрешит тот, кто отнесет это и к настоящим врагам Церкви, и к будущим, которые отдадут отчет за свои грехи и нечестие.
Беседы на псалмы. На псалом 109.
Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари
Противоборных и дерзких ныне князей и царей предаст мучению в день суда. Сказанное же: «Господь одесную Тебе», подобно сказанному в пятнадцатом псалме: «предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся» (Пс.15:8). И там изрек сие по человечеству, и выразйл неотлучность соединившагося естества; и здесь изрекает вместе и Божеское и человеческое. Сказанное: «седи одесную Мене» относится к естеству человеческому; а слова: «из чрева прежде денницы родих Тя», означает Божество. А сие: «Ты еси иерей во век», опять сказано человеку; также слова: «Господь одесную Тебе» значат: неотлучным имеешь соединившееся Божество.
Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари
Господь, говорит, будет, с Тобою, Христе, как человеком, чтобы помогать Тебе, как говорит и в 15-м псалме: Я предзрел Господа пред Собою всегда, ибо Он одесную Меня, чтоб Я не поколебался. Сам, говорит, Господь сокрушит в день суда нечестивых царей определенными ими вечными муками; а если сокрушит царей, то не гораздо ли более и прочих нечестивых?
Слова Исихия: Видишь ли, что слова: седи одесную меня, не означают какого либо места, но единение Сына со Отцом и совершенное равенство? Ибо если действительно по правую руку, то как говорится также, что и Отец по правую руку Его. А сокрушит царей в день гнева тех, которые собрались на Господа и на Христа Его: Ирода и Пилата и Анну и Каиафу и соучастников их. Или, по Дидимову мнению, указывает на царей мысленных, которые, быв сокрушены, перестанут быть врагами, потому что уничтожится Господом всякое начальство их в день суда. Феодорита: Господь одесную тебя, как бы так сказал: ты имеешь соединенное Божество безотлучным.
Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари
Как Богочеловек, Царь и вечный Первосвященник, Он есть победитель над Своими врагами; или – Бог, всемогущая сила Которого стоит одесную Мессии (по Его человеческой природе), побеждает в Нем могущественную оппозицию (цари). Ст. 5 составляет речь псалмопевца к Мессии, Который побеждает божественною силою (одесную быть – помогать); Бог победил в Мессии могущественных Его врагов, которые были и Его собственными врагами; день гнева – день силы в ст. 3.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 5-6 Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари: судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих
Под «днем гнева» - разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят над собою проявление власти Сына Божия и о чем пространно говорят евангелисты (Мф XXV гл.; XIII:49, 50; Лк VIII:27-30).
Ст. 5–6 Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари: судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих
Словами: Господь одесную Тебе – указывается на то, что Христос, как Богочеловек, имеет всегда присущую Ему силу Божественную, о чем и блж. Феодорит выражается так: «слова: одесную Тебе – относятся к естеству человеческому и значат: «неотлучным имеешь соединившееся Божество» [6, с. 541). По свойству еврейского языка, во многих случаях будущее время выражается прошедшим, как и в настоящих стихах: сокрушил есть, – вместо: «сокрушит», или: «поразит», и проч. А потому изречения 5-го и 6-го стиха, по переводу с еврейского, выражены в таком значении: «Господь (Бог) одесную Тебя. Он, в день гнева Своего, поразит царей, совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной». Все эти изречения, значит, нужно понимать в таком смысле: Сам Господь, Бог Отец, давший обещание Мессии-Христу (ст. 1) положить врагов Его под ноги Его, примет самое деятельное участие в этом деле. Он, в день гнева Своего, т.е. в те дни существования Церкви воинствующей, в которые мера долготерпения Его будет истощаться, – будет поражать главнейших зачинщиков, силящихся ниспровергнуть христианство (ср. Пс. 2:1–5), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете (Дан. 2:6–45), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова (Дан. 7:9–27) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» (Лк. 10:17–18), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» (Рим. 16:20). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть (1 Кор. 15:26), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» (Апок. 20:14), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» (Мф. 24:30), «в славе Отца Своего» (Мк. 8:38), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым (Мф. 25:34, 41).
Объяснение священной книги псалмов.