Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея
Седмерицею днем хвалих Тя. Целую жизнь свою просвещаемый праведник будет в совершенном дне, не прерываемом ночью. И став премирным, седмерицею хвалит Бога за то, что из мира, созданного в шесть дней, переселен в мир горний. Как поставленный в раю Божием, изучивший законы творения и промышления Божия, исповедуется о судьбах правды Божией, о тех судьбах, по которым Бог создал разнообразные твари и промышляет о каждой. Разумеет же, что не престает он хвалить, и говорит: всегда памятую суды Твои, по которым справедливо отринул Ты предвосхитивших чуждое князей и избавил обиженных.
Толкование на псалмы.
Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея
Некоторые – «семикратно» – перевели: многократно. Но и то и другое одинаково обозначает горячую любовь пророка. Он не знал меры прославлению Бога. Так и нам непрерывно нужно восхвалять Бога за Его праведные суды. Более ревностные и благочестивые семь раз предстоят Богу ночью и в течение дня. Во-первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во-вторых, при восходе солнца – благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, – что мы называем светильничным, – когда мы благодарим за окончание дня; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу.
Беседа на псалом 118.
Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея
Вот каковы судьбы Божии пред очами людей, умеющих смотреть на них! Таковы, что за них надобно прославлять премудрость Божию не раз, не два, а седмижды на день! А у нас бывает иногда то, что мы седмерицею днем бываем готовы роптать о судьбах той же правды Божией. Откуда эта жалкая разность? Оттого, что мы не умеем смотреть на сии судьбы. Пусть будет самая величественная картина, но если вы не найдете истинной точки зрения, она вам покажется самой обыкновенной; а если это картина перспективная, то потеряет всю цену. Судьбы Божии суть именно картины последнего рода: они требуют, чтобы мы стояли в известном расстоянии, а мы становимся или слишком близко, или слишком далеко, то все относя к себе и ничего к другим, то все относя к другим и ничего или слишком мало к себе.
Будем смотреть на судьбы Божии очами веры и преданности, очами смирения и любви, и, может быть, и нам будет то же, что с Давидом - мы будем хвалить Господа.
Заметки.
Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея
Зубы, как пособники слова, навели на мысль о прославлении Бога, дивного в судьбах правды Его, так как между предметами слова нет выше слова о Боге, и между сими словами нет выше славословия. Его-то и выставляет пророк, давая разуметь, что, кто его достиг, тот достиг крайних пределов употребления слова и, прибавим, употребления ума. Когда начинает исторгаться из сердца богохваление, то это значит, что ум начал вступать истинно в область боговедения, которое, отвлекая его внимание от всего другого, как несравненно низшего, приковывает взор его к единому Богу и разверзает пред очами его блеск славы Его, дивного в бытии Своем, в свойствах Своих и в действиях – в творении, промышлении, искуплении и устроении спасения каждого спасаемого. Созерцая это, он переходит от изумления к изумлению и, при каждом предмете созерцания, ничего не может изречь кроме славословия: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Но и между предметами созерцания Бога есть степени. По свидетельству Исаака Сирианина, созерцание того, как Бог явил и являет Себя в тварях, есть первая степень; а созерцание Бога, как Он есть Сам в Себе, – вторая, высшая. Пророк останавливается на первой, ибо судьбы правды, ради коих он хвалит Бога, означают праведные суды, присуждения и определения Божии, как чему быть, и как что было уже и бывает на деле. Воспоминая это, пророк не может удержать языка своего от восхваления Бога, дивного в судьбах Своих и седмижды, или многократно в день хвалит Его. Святой Афанасий Великий пишет: «Как изучивший законы творения и промышления Божия, исповедуется он о судьбах правды Божией, о тех судьбах, по которым Бог создал разнообразные твари и промышляет о каждой из них. Словом седмерицею дает разуметь, что не престает он хвалить, говоря как бы так: “всегда памятую судьбы Твои». Неудержимо стремится душа его к богохвалению. Желая удовлетворить этой жажде, он становится на славословие и, утолив ее несколько, останавливается. Но лишь только остановится, как опять та же жажда начинает возбуждать его и поднимать на ноги, – и так целый день. «Пророк, говорит блаженный Феодорит, выражает этим пламенную любовь свою, так как не доходил до пресыщения в божественном песнопении».
Отчего скучают иные? – Оттого, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один – Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, – и вам некогда будет скучать; напротив, будете, как в раю, ибо с сладостию богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, святые отцы все время посвящали на то; на том же основании и Святая Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву. Древняя седмерица в настоящее время сокращена в троицу, совмещающую, однако же, все седмь чинов богослужебного славословия: литургия – не в счет. Как Пасха между праздниками есть праздников праздник, так и литургия между службами есть служба служб.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Седмерицею днемь хвалих Тя о судьбах правды Твоея
Иные слово: «седмерицею» перевели: многократно. То и другое выражает пламенную любовь Пророка; потому что не находил он сытости в божественном песнопении.
Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея
Седмикратно, означает у евреев: многократно. Посему Давид говорит так: многократно днем буду хвалит Тебя, Господи, за суды правды Твоей, то есть за закон Твой, или за распоряжения Твои с судом; так как все дела и суды свои Ты производишь праведно и как должно. А если мы «седмикратно» примем за количество и число: то под днем мы должны разуметь нощеденствие (сутки), а под числом молитвы—представлять то, которое считается в продолжении одних суток—полунощное последование, утреннее, первый, третий, шестой и девятый час и вечернее последование вместе с повечерием.
Слова Великого Василия: Не должно презирать и нами установленные времена молитв, которые мы избрали по необходимости, так как каждое время напоминает нам особое какое-либо из данных Богом благ, утреннее (мы назначаем) для напоминания, что первые душевные движения должны быть посвящены Богу, как дары Его; в третий час для напоминания о даре Духа, в шестой, по подражанию тому Святому, который говорит: вечером и утром и в полдень исповедаю; в девятый, что и апостолы в сии часы восходили во святилище, как написано в Деяниях; по окончании дня должно быть благодарение за данные в продолжении оного блага, или совершенные нами добрые дела и исповедание прошедшего; опять, при наступлении ночи—прошение о том, чтоб успокоение наше было без соблазна и свободно от мечтаний; а полуночное время назначали нам непременно для молитвы молившиеся в сие время не только Давид, но и Павел и Сила. Аполлинария: Не должно понимать сии слова определенно, что будто мы должны хвалить Бога только семь раз, а не в каждый час дня: ибо это: седмикратно, обыкновенно у евреев употреблялось вместо многократно. Так Анна пророчески сказала о церкви из язычников и о синагоге иудейской, что неплодная родила семь, а многочадная изнемогла; где мы не должны разуметь, что церковь родила числом только семь, но гораздо более, и без числа. Сам Давид показывает тоже ясно, что должно хвалить Господа во всякое время. Так он говорит: буду благословить Господа во всякое время. Оригена: Праведник, будучи просвещаем во всю свою жизнь, достигнет наконец совершенного дня, не пресекаемого ночью. Феодорита: Некоторые речения: седмикратно принимали за многократно. И то впрочем и другое выражает пламенную любовь пророка, по которой он не мог насытиться божественным песнопением.
Седмерицею днем хвалих тя о судбах правды твоея
«Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей». - Семикратно - в смысле часто. - «Суды правды» - проявления Божественного гнева на врагах благочестивого писателя и всех верных евреев. Можно видеть здесь указание на то, что действия врагов еврейского народа не всегда были успешны: интриги их удавалось обличить, наступало улучшение и эти моменты жизни наполняют писателя благодарно-восторженным чувством.
Седмерицею днем хвалих тя о судбах правды твоея
Выразив свою любовь к Слову Божию и к закону Господню и, вместе с тем, презрение к неправде и беззаконию, пророк свидетельствует, что он устремил все внимание свое на богохваление. И чем больше устремлял он взор свой к единому Богу, тем более раскрывалась пред ним слава Его, дивного в бытии Своем, в свойствах Своих и в действиях – в творении, промышлении, искуплении и устроении спасения каждого спасаемого. Созерцая это, он переходит от изумления к изумлению и, при каждом предмете созерцания, ничего не может изречь, кроме славословия: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» И между этими предметами созерцания пророк останавливается на судьбах правды Божией, ради коих он хвалит Бога и под которыми разумеет праведные суды, присуждения и определения Божии, как чему быть и как что было уже и бывает на деле. Воспоминая это, пророк не может удержать языка своего от восхваления Бога, дивного в судьбах Своих, и седмижды, или многократно, в день хвалит Его. Св. Афанасий Великий пишет: «Как изучивший законы творения и промышления Божия, исповедается он о судьбах правды Божией, о тех судьбах, по которым Бог создал разнообразные твари и промышляет о каждой из них. Словом седмерицею дает разуметь, что не перестает он хвалить, говоря как бы так: всегда памятую судьбы Твои». Неудержимо стремится душа его к богохвалению.
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:161