Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна
Кто пламенеет божественной любовью и чрез соблюдение заповедей приобретает мир с Богом, те, хотя бы все люди ополчились на них, проводят приятную жизнь. Об этом свидетельствует божественный Павел, говоря: «мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор.4:8–9). И Господь, послав святых апостолов по всей вселенной как овец среди волков (Мф.10:16), сказал им: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27). Они же и приняли евангельский закон, и проповедали его повсюду. На это именно намекает выражение: «велик». «И нет им соблазна», потому что сатана повергнут под ноги их.
Беседа на псалом 118.
Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна
Пророк начинает показывать, чем и как питает душу верное исполнение закона Божия. На первом месте ставит он мир, и мир не малый, а обильный, – мир мног. В условие же для сего поставляет не просто исполнение закона, а исполнение любящее: мир мног любящим закон. Без этой любви закон – тяготящее иго, а с любовию он есть питающая манна. Отсюда мир, то есть всесторонне удовлетворенное состояние.
Когда мы возлюбили закон, значит, он в сердце у нас. Если же он в сердце, то там уже нет страстей, ибо каждая заповедь закона, быв возлюблена, изгоняет противоположную ей страсть, а все изгоняют все страсти. Таким образом, в сердце, возлюбившем закон, нет уже места страстям. Если же нет в сердце страстей, то нечему более возмущать и покой его. Оно почивает в покое, или во многом мире.
Но этот мир и покой – не вялое состояние бездействия, а блаженное состояние мирно живущей жизни. Мир – плод бесстрастия; бесстрастие же восстановляет человека в естественный его чин и в первоначальное соотношение его со всем сущим. Но первоначально было определено, чтобы, сочетаваясь со всем сущим, человек от всего воспринимал притоки живительных сил, стихий, влияний. Все это и возвращает ему закон, который возлюбил он. И от Бога, и от мира ангельского, и от мира человеческого, и от природы идут к нему непрерывно благотворные влияния и воздействия и питают все его естество – и тело, и душу, и дух; питая же, удовлетворяют всесторонне, а удовлетворяя, водворяют мир, который, по причине такого удовлетворения благотворными влияниями, есть сладостный и многопитательный мир. Чем глубже мир, тем, значит, больше прибыло питательности.
Таковым несть и соблазна. Соблазн – σκάνδαλον. И у нас говорят: произвесть скандал, то есть наделать шуму. Таким образом, пророк, говоря, что для любящих закон нет соблазна, дает разуметь этим, что закон, возлюбленный ими, переполняет их таким глубоким миром, что ничто не может нарушить внутреннего их покоя. Хоть бы весь мир на них обрушился, – они не смутятся, ибо обладают тем, что больше всего мира и чего лишить их не может никакая сила, даже большая мира. Блаженный Феодорит пишет: «Воспламеняемые Божественною любовию и хранением заповедей приобретающие мир с Богом, хотя вооружились бы на них все люди, живут в веселии. Свидетель этому божественный Павел, который взывает: во всем скорбяще, но не стужающе си; нечаеми, но не отчаяваеми; гонимы, но не оставляемы; низлагаемы, но не погибающе. И Господь, посылая апостолов по всей вселенной, яко овцы посреде волков, сказал им: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам».
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна
Воспламеняемые божественною любовию, и хранением заповедей приобретающие мир с Богом, хотя вооружились бы на них все люди, живут в веселии. Свидетель сему божественный Павел, который взывает: «во всем скорбяще, но не стужающе си: не чаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе» (2Кор.4:8–9). И Господь, священных Апостолов послав в целую вселенную, яко «овцы посреде волков» (Мф.10:16), сказал им: «мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» (Ин.14:27).
Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна
Те, продолжает, которые любят закон Твой, Господи, имеют мир не с невидимыми врагами—бесами, но с Богом, и для них не встречается никакого преткновения, или препятствия; потому что для них равняет путь добродетели закон Божий, уничтожая на нем всякий камень и преткновение греховное. Или можно понимать так, что любящие закон Божий всегда в мире с единоверными им христианами, хотя последние часто не будут в мире с ними по причине зависти и по худому разумении своему.
Слова божественного Кирилла: Закон Спасителя был и светильником для желающих жизни. И как ходящий при свете не спотыкается, или лучше сказать, легко минует все попадающееся, яма ли то, или камень, или что другое подобное тому: так и тот ум, который принял свет, минует все диавольские препятствия, так что мир велик для любящих закон. По словам Феодора,—мир не только внешний, который не зависит от нас, только в мыслях состоящий, по которому безмятежие и спокойствие иногда бывают от бесстрастия. Феодорита: Tе, которые приобретают мир с Богом, чрез хранение заповедей, хотя бы находились в брани со всеми людьми, имеет жизнь мирную; свидетельствуете о том Павел, ясно говорящей: мы отовсюду притесняемы, но не стесняемся. И Господь, посылая святых апостолов во всю вселенную, как овец в средину волков, сказал им: мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Из слов Феодора: Совершенные, имея мир по причине имени Божия, не имеют в себе преткновения: ибо иметь преткновение свойственно малым, а не великим, как говорит Спаситель: берегитесь положить преткновение кому-либо из малых сих. Безименного: Имеющие мир с Богом не подвергаются и преткновению по причине чего-либо, случающегося с другими: ибо взирая на закон Божий, что праведников Он увенчает, а грешников во время будущего суда накажет, они ни в каких временных приключениях не встречают преткновения.
Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна
Будь господином сердца своего и обуздывай язык свой (Иак. 1, 26). Не внимай с удовольствием хуле, произносимой на кого‑нибудь [из братий], дабы жить тебе в мире со всеми людьми. Ведь все святые [угодники] Божии пребывают в мире [с людьми], а [поэтому] Бог обитает в них. Ибо написано: Мир мног любящим закон Твой. Поэтому все любящие Бога живут в мире со всеми людьми.
Аскетическое слово.
Ст. 165–167 Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби я зело
Когда мы возлюбили закон, значит он в сердце у нас. Если же он в сердце, то там уже нет страстей, ибо каждая заповедь закона, быв возлюблена, вон изгоняет противоположную ей страсть, а все – изгоняют все страсти. Таким образом, в сердце, возлюбившем закон, нет уже места страстям, и оно пребывает в покое, или во многом мире. Мир, значит, есть плод бесстрастия, бесстрастие же восстановляет человека в естественный его чин и в первоначальное соотношение его со всем сущим. И от Бога, и от мира ангельского, и от мира человеческого, и от природы идут к нему непрерывно благотворные влияния и воздействия и питают все его естество: и тело, и душу, и дух; питая же, удовлетворяют всесторонне, а удовлетворяя, водворяют мир, который, по причине такого удовлетворения благотворными влияниями, есть сладостный и многопитательный мир. Чем глубже мир, тем, значит, больше прибыло питательности.
И несть таковым соблазна. О соблазне (греч., лат. scandalum) и у нас говорят: произвел скандал, т.е. наделал шуму. Таким образом, говоря, что любящим закон нет соблазна, пророк этим дает разуметь, что закон, возлюбленный ими, переполняет их таким глубоким миром, что ничто не может нарушить внутреннего их покоя.
Блж. Феодорит пишет: «Воспламеняемые божественною любовью и хранением заповедей приобретающие мир с Богом, хотя вооружились бы на них все люди, живут в веселии. Свидетель этому божественный Павел, который взывает. «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4:8–9). И Господь, посылая апостолов по всей вселенной, «как овец посреди волков» (Мф. 10:16), сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Вместе с миром в сердце возлюбивших закон Божий вселяется упование спасения (ст. 166). Возложив все упование на Господа Бога, они остаются в несомненной надежде и в полной уверенности, что спасение их устроено будет всеконечно, как ведает премудрость Божия и Его бесконечная благость. Это самое и выражает пророк словами: Чаях спасения Твоего, Господи, а для сего я положил верно, от искреннего сердца исполнять заповеди закона Твоего, – и заповеди Твоя возлюбих. «Чаяние спасения, – говорит св. Амвросий, – породило любовь к заповедям, деятельная любовь к заповедям стала опорою упования, упование успокоило в Боге». Таким образом, и мир, происходящий от любви к закону, и успокоение в Боге, основанное на уповании спасения, – все это служит источником для питания душ, предавших себя всецело в руки Отца Небесного, из рук Коего никто их не восхитит, как уверяет Сам Спаситель: «Отец Мой болий всех есть, и никтоже может восхитити» овец Моих «от руки Отца Моего» (Ин.10:29), Но есть и еще источник духовного питания, получаемого от исполнения заповедей, – это самая любовь к ним (ст. 167). Когда мы питаемся известною пищею, то питательную стихию, сокрытую в ней, извлекает из нее наша органическая сила. Так и питательная духовная стихия сокрыта во всяком добром предлежащем нам деле. Это мера приложимой к нему заповеди. Извлекает эту стихию из него любовь к заповеди, которая и дает ощутить присутствие ее в том деле, извлечь питательность ее и привлечь ее к себе в самом совершении дела. Только любовь к заповедям и может, и умеет так делать. Потому-то пророк и говорит сначала: Сохрани душа моя свидения Твоя, а потом: и возлюби я, и не просто возлюби, но возлюби я зело. Начинай же хранить заповеди и свидения Божии, и не только начинай, но и продолжай хранить их со всеусердием и самоотвержением, – скоро найдешь вкус и полюбишь их, полюбишь крепко (зело).
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:161