Толкования на Ис. 1:2

Свт. Афанасий Великий

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня

Что происходит от кого-либо по естеству, то есть истинное рождение. Таков был Исаак у Авраама и Иосиф у Иакова. Таково сияние у солнца. А называемые сынами по добродетели и по благодати имеют вместо естества только благодать, вследствие принятия этого имени, и отличны от того, что им дано. Таковы люди, по причастию принявшие Духа, о которых сказал Бог: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня, - конечно, потому, что не были сыновьями по естеству. И как только изменились, - отнял у них Духа, и они отвержены, но кающихся снова их примет и, дав им свет, опять наречет сынами Бог, вначале давший им эту благодать.

Против ариан.


Если бы иудеи благоразумно обсудили написанное, то не стали бы дерзновенно, как теперь, разглагольствовать о пророчествах относительно них написанных, как то: град их опустеет, милость отнята будет от них, - а также: они будут вне закона и не назовутся более сынами, но чуждыми.

Праздничное послание.


Если бы Он именовался Сыном Божиим, а мы назывались сынами Сына, то был бы вероятен их вымысл. Если же и мы называемся сынами того Бога, Которого и Он есть Сын, то явно, что и мы причастники Отца, Который говорит: сыны родих и возвысих. Ибо если бы не были мы причастниками Его, то не сказал бы: родих. Если же он родил, то не иной кто, но Он есть наш.

И нет в этом важности, — что Сын имеет более и прежде получил бытие, а мы имеем менее и получили бытие впоследствии, — как скоро все мы причастники одного и того же и называемся сынами того же Отца. Иметь больше и меньше — не показывает инакового естества, потому что каждому дается это за преспеяние в добродетели, и один поставляется над десятью, а другой — над пятью городами (Лк 19:17–19); одни посаждаются на двунадесяти престолех, судяще обеманадесяте коленом Израилевым (22:30), а другие слышат: приидите благословеннии Отца Моего (Мф 25:34), и: добре, рабе благий и верный (21). Мудрствуя подобным образом, справедливо представляют они, что Бог — не от вечности Отец такого Сына, и что не от вечности — такой Сын, а напротив того, сотворен из не сущего и не имел бытия, пока не был рожден, ибо такой сын — инаков с истинным Сыном Божиим.

Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.

Свт. Василий Великий

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня

Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола. Поскольку пророчество было роду лукавому и не находило слушателей между людьми, то Пророк говорит небу и земле. При сих же свидетелях дан и закон, как говорит Моисей: засвидетелствую вам днесь небесем и землею (Втор. 4, 26), и еще: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих (Втор. 32, 1). Да и прилично было – употребленных свидетелями, когда дан был закон, призвать также во свидетели при обличении в нарушении закона. Ибо сказано: соберите ко мне племеноначалники ваша и старцы ваша, и судии и книговводители, да возглаголю во уши их и засвидетелствую им небом и землею (ср.: Втор. 31, 28). Замечательно же, что речь у Исаии в противоположном порядке с песнию Моисеевой. Ибо там сказано: Вонми, небо, или по другим изданиям: Внуши, небо, и да слышит земля; а здесь: Слыши, небо, и внуши, земле. Когда народ рассуждает возвышенно и не отступает от Бога, тогда Пророк призывает небо, как нечто близкое, и его просит вложить слова себе в уши – таково значение слова внуши. Когда же народ стал далек от небесного, Пророк говорит небу, как чему-то дальнему: Слыши, небо. То же должно разуметь и о земле. Посему Моисей, по причине преуспеяния народа как бы близким к себе имея небо, говорит: Вонми, или, как прочие толкователи, внуши, небо. Исаия же, поскольку народ пребывал в грехах и мудрствовал земное, повелевает земле, как близ него находящейся, принять в уши себе слово, ибо сие значит слово внушить. Или, чрез перемену имен, небом названы обитающие на небе, как городом называем живущих в городе и землей – всех пребывающих на ней; в таком случае из слов Пророка не извлечем повода почитать небо и землю одушевленными. Так и престолом Божиим именуется небо, потому что Пренебесные Силы имеют непоколебимо водруженное в них ведение Бога. Так и земля называется подножием, потому что живущие на ней люди едва способны вмещать в себе низшие познания о Боге. Посему и сказано: Муж разумивый престол чувствия (Притч. 12, 23); престол же бесчестия – жена, ненавидящая правду. Как человек чувствительный и мудрый есть престол чувства, так уразумевший самое высшее в сказании о Боге есть престол Божий.

Яко Господь возглагола. Страшно быть невнимательным к словам Божиим.

Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Какое человеколюбие! Господь входит в суд, чтобы, доказав права Свои, воздать по достоинству. Сыны родих и возвысих. Человек составлен из души и тела; плоть взята из земли, душа же небесна. Итак, поскольку у человека есть сродство с тем и другим, то Бог обличает грех в том, что более всего свойственно человеку. Сыны родих и возвысих. Рождение бывает двоякое. Одно есть образование по Богу, совершаемое делами и принятием догматов: так, Павел рождает благовествованием, болезнует падшими и преображает их, воссозидая в благочестие. Другое рождение есть вступление в жизнь, как, например: Сия книга бытия небесе и земли (Быт. 2, 4). Посему Бог указывает им на оба рождения и укоряет, что приведенные из ничтожества в бытие и созданные по образу Божию (ибо сие означает родить и возвысить) не возблагодарили Его как Творца и не уподобились Ему как Отцу, но, обратившись к худшему, Бога отринули, отцом же своим сделали диавола. Ибо всякий, творяй грех, от диавола рожден есть (ср.: 1 Ин. 3, 8). И Господь говорит лукавствующим: вы отца вашего диавола есте (Ин. 8, 44). Велика вина – быть сыном, получить телесное рождение и оказаться неблагодарным к родившему, но нестерпимой ненависти достоин тот, кто возвышен так, что стал причастником небесного, и при всем том не пребывает в любви к благодетелю.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит. Это вступление исполнено великого гнева. Если бы гнев его не был весьма сильным и невыразимым, то он не оставил бы людей и не обратил бы речи к стихиям. Впрочем, он делает это не только для того, чтобы показать свой гнев, но чтобы и самих людей, которые будут слушать, пристыдить с великою силою, показав, что одаренные разумом хуже бесчувственных стихий. Так обыкновенно поступали и другие пророки. Потому и посланный к Иеровоаму, оставив царя, к которому был послан, обратил речи к жертвеннику (3 Цар. 13:1-2). И Иеремия взывал к земле так: «о, земля, земля, земля! Запишите человека сего, …человеком злополучным» (Иер. 22:29-30). И еще другой говорил: «слушайте, горы,… твердые основы земли» (Мих. 6:2).

Сыны родих. Пророк указывает на сделанное им благодеяние, не общее для всех людей, состоящее в получении бытия, но особенное, состоящее в усыновлении. Бог всегда предваряет Своими благодеяниями. Как при сотворении человека Он еще не созданного почтил властью, сказав: «сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт 1:26), а в новом завете оказал еще большее благодеяние, когда не только не сделавших ничего (доброго), но даже сделавших бесчисленное множество зол, удостоил бани пакибытия, - так и здесь можно видеть, что Он почтил усыновлением не только не сделавших ничего доброго, но даже падших. Впрочем, воздавая честь прежде трудов, Он не лишает награды после трудов, но и тогда удостаивает еще больших наград.

И возвысих. Одним этим словом он изобразил все, бывшее в Египте, в пустыне, в Палестине. Бог, по обилию благодеяний Своих, обыкновенно не останавливается на подробном исчислении событий.

Тии же отвергошася Мене. Преступили, говорит, Мой закон, оставили Мои заповеди.

Толкование на пророка Исаию.


«Свидетельствую вам пред небом и землей, - говорит Моисей, - что, когда вы войдете в землю обетованную и оставите Господа Бога, то будете рассеяны по всем народам». Пришел Исаия, и угроза должна была осуществиться. Нельзя было уже призвать умершего Моисея и тех, кто слышал его и уже скончался, так что Исаия призывает те стихии, то есть небо и землю, перед лицом которых свидетельствовал Моисей.

О покаянии.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 2-3 Слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои неразумеша

Необходимо обратить тщательное внимание на то, что это за речь и что хочет сказать этим пророк. Ибо блаженный пророк как бы призывает во свидетели небо и землю, и делая это, он поступает не без внушения божественного и говорит, что это не его слова, но слова Божии. Пророк этим указывает на то, что предсказания его некогда исполнятся вполне и во всех отношениях, и слушателей поражает страхом пред грядущими на них бедствиями. Ибо невозможно, чтоб Бог говорил неправду. Вместе с тем, пророк, как я думаю, возбуждает в слушателях внимание к этому. Так как он намерен был произнести пророчество на Иудею и Иерусалим и возвестить о страданиях, превышающих всякое слово, и ужасных бедствиях; то ему не безизвестно было, что те, к которым обращено его слово, воспылают гневом против него. Поэтому он говорит, что это глаголет против них Сам Господь, весьма искусно отклоняя тем ярость нечестивых и как бы укрощая неправедный гнев. Ибо если употребляется посредник и слуга, и передает слова свыше и от Бога, то кто может по справедливости гневаться на него? Тем более не было ли бы нечестивой дерзостью – гневаться на Бога, когда Он говорил? Поэтому пророк весьма уместно призывает во свидетели небо и землю, так как он имел произнести жалобы на Израиля и хочет потому, чтоб как ангелы небесные, так и вся земля знали нечестивые нравы сего народа, дабы никто не подумал, что Бог прогневался напрасно, или народ возлюбленный, избранный Им Себе в наследие и некогда мышцею высокою освобожденный от жестокого рабства Египетского, теперь отвергает за малые ничего незначащие проступки. Ибо Он умилосердился над ним, когда его мучили вопреки справедливости и вопреки благородству, свойственному как его предкам, так и ему самому, умилосердился над ними, когда их угнетали тяжелой работой. Но так как поработившие их противились, то жестоко были наказаны, потому что Бог ниспослал на них всякого рода наказания. И как в высшей степени славно было избрание Израильтян, так желает он, чтоб не был неизвестен и способ отвержения его. А если бы кому хотелось думать, что голосом пророка призываются (во свидетели) и самые стихии, тот не погрешил бы против смысла сюда относящегося слова, понимая это таким образом. Ибо, как я сказал, Израиль избавлен был от нечестия Египтян Моисеем. А когда Фараон, сопротивляясь повелениям Божиим, сказал: не вем Господа, и Израиля не отпущу (Исх. 5:2), то тварь вместе со своим Господом вооружилась против непокорных. Ибо совершились многие и славные знамения как свыше и с неба, так и на самой земле совершились не меньшие (по числу) и не менее удивительные знамения: небо ниспослало град, а земля произвела жаб, как написано; вода превратилась в кровь, а в то время, как печной пепел распространялся в воздухе и помрачал его, у всех на телах появились раны и воспалительные чирьи. Итак, как бы и самые стихии не напрасно потрудились в пользу тех, которые освобождены были. Слыши небо, и внуши земле, яко Господь возлагола. Но мы можем понимать смысл объясняемого места и иначе. Ибо пренебрегши руководством закона и презревши спасительные наставления и оставивши единого истинного Бога, Израильтяне воздавали почтение нечистым демонам на горах и холмах, и на богатых деревьями долинах совершали курения и поклонялась делам рук своих. И негодовал на них, и вполне справедливо, Бог всяческих и сказал одному из святых пророков: востани, судися с горами, и да слышат холми глас твой. Слышите горы суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем его, и со Израилем претися имать (Мих. 6:1-2). Впрочем, мы не говорим, что суд Господа по гласу пророка был против гор и холмов, напротив, он призывал на суд нечестие Израиля, делаемое им на горах и холмах и долинах. Ибо обличаем был тот, кто безмерно нечествовал и устроил там нечистым демонам возвышения и жертвенники. Итак, поелику Израильтяне, отвергши благоговение к Богу, поклонялись воинству небесному, солнцу, говорю, и луне, и взявши материал из земли, т.е. деревья и камни, делали себе идолов каждый по своему усмотрению; то Он весьма мудро указывает на их нечестие во всем этом и в обличение и доказательство этого как бы призывает на суд небо и землю, говоря: слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола. Можно объяснять это и иным способом: мы говорим, существуют многие отцы на небе, то есть духовные, а также многие отцы и на земле как телесные, так и духовные. Но всем этим отцам, как вышним, так и нижним, воздаются почести детьми, находящимися в них под властью. И почитаемые очень радуются этому, и нет ни одного из них, который не считал бы слишком тяжким терпеть неблагодарность со стороны детей. И Бог всяческих, испытавший (такую неблагодарность), призывает во свидетели отцов, сущих как на небе, так и на земле, говоря: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Ибо Израиль, воспринятый чрез благодать и удостоенный сострадания, питаемого к детям, называется рожденным от Бога, пока не совершилось еще в нас истинное и духовное возрождение, именно чрез веру во Христа. Ибо мы возрождены от воды и Духа, древним же дан дух рабства, хотя (Израиль) был первородным и назван народом; а нам Бог даровал имя и Духа усыновления. Понеже есте, говорит, сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Посему говорит: я родил сынов, и не только родил, но и возвысил, то есть вырастил. Так объясняют это и другие толкователи: ибо освобожденный Израиль после этого не был оставлен без помощи и не лишен был любви Божией, но подобно сыну был воспитан по истине чадолюбивым и самым нежным отцом: хлеб небесный, говорит Писание, даде им: хлеб ангельский яде человек (Псал. 77:24-25). Он был воспитываем и иначе -для духовного укрепления – посредством мудрости закона и пророческих наставлений, искусно приводящих к познанию истины, то есть Христа. Посему Павел пишет, что закон пестун нам бысть во Христа (Гал. 3:24). Но Израиль отверг Родившего его. И в чем состоял способ отвержения? Он удобопреклонно стал воздавать божеские почести тем, которые не боги по природе, страдал и иными болезнями, – великою невоздержностью и тем, что постыднее этого – он не подражал привязанности бессловесных животных, которую эти имеют к хозяевам (своим). Поэтому-то и говорит: позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего, Израиль же мене не позна, и людие мои неразумеша. Ибо если человек купил вола, то он будет употреблять на всякие работы это весьма полезное для земледелия животное: или, если захочет, будет пахать на нем землю, или молотить на гумне, и отделять плевелы от зерна. Если же кто купит осла: то и он, по естественному побуждению, призывается к повиновению и, как бы в отплату за то, что кладется ему в ясли, оказывает повиновение (хозяину). Ибо он охотно перевозит тяжести, разделяет труд (своего) господина. Вот как бывает у животных. Но мудрый Израиль, руководимый законом к познанию того, что полезно, и посредством многих и удивительных знамений познавший славу Божию, идет позади вола и осла, и, уступая бессловесным в добронравии, не познал Господа. Очень хорошо сказал: не познал, не уразумел. Ибо хотя он, как я сказал, познал славу Божию; но вследствие сильной наклонности к необузданному развращению уподобился тому, кто не познал Бога. Ибо если бы это не было справедливо, то он не сказал бы дереву: «бог мой еси ты» и камню: «ты родил меня». Посему и говорит: ужасеся небо о сем и вострепеша по премногу зело, глаголет Господь. Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже невозмогут воды содержати (Иер. 2:12-3). И сам Христос мог сказать о них, что Израиль не познал меня, народ не уразумел меня; потому что и в древности освобождение (Израиля) совершилось чрез Него. И закон был дан только до времени исправления, как написано. Но так как тень никак не могла оправдать нас, то явилось нам во плоти Единородное Слово Божие, дабы оправдать приходящих к Нему верою и освободить от смерти и греха. Но Израиль не познал Его, хотя Он и ясно говорил: аминь аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Иоан. 5:24).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Слыши, небо, и внуши, земле

Поелику Бог пред лицом неба и земли подавал народу Своему всякие блага и утешения, то небо и землю призывает во свидетельство и открывает им все нечестия народа.

Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене

то есть изменили Мне и, как видите, служили идолам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня

Сыны родих и возвысих, тии же [рус.: и они] отвергошася Мене. Не с иудеями только это было: бывало, есть и будет со всеми другими народами и отдельными лицами. Все мы – чада Божии, родившиеся по Его всеблагой воле из чрева матернего, которому Он дает способность зачинать, образовывать, возращать и рождать наше тело, и Сам дарует душу разумную. Все мы чада Его, потому что живем в Его доме нерукотворенном, освещаемся Его солнцем, луною и звездами, пользуемся к своему благу Его стихиями – воздухом, водою, огнем и землею; все мы по всему, что в нас есть, что мы имеем и что окружает нас, принадлежим Ему совершенно, всецело: нет у нас и волоса своего – все Его. И такого Благодетеля величайшего, несравненного, неоцененного мы отвергаемся каждый день, каждый час, целую жизнь. О проклятый грех, о средостение несносное, разлучающее чад с Отцем! Когда ты совершенно уничтожишься и дети по праву будут принадлежать вполне Отцу своему, соединившись с Ним умом, волею и сердцем? Наши бедствия: война, глад, мор, болезни, самая смерть – есть дело особенного попечительства Божия о нас, грешных, – это жезл доброго Пастыря, которым Он милосердно наказывает нас и обращает на прямой путь.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня

Выше в надписании было показано, кто пророк, чей он сын, что он видел против Иудеи и Иерусалима или на Иудею и Иерусалим, и в какое время; теперь он призывает небо и землю к вниманию, обозначая небом высшие ангельские силы, а землею — род смертных, метонимически указывая содержащим содержимое. Или: так как Господь, давай народу Израильскому закон Свой, чрез Моисея призывал в свидетели небо и землю и говорил: вонми небо и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст Моих (Втор. 32:1); то по отступлении народа опять их же призывает во свидетельство, чтобы все стихии знали, что Бог справедливо вызван на гнев и отмщение за свои повеления.

Вместо небо, в еврейском слышится samaim небеса, во множественном числе, в особенности когда сказал слушайте, то есть semn, что стоит во множественном числе, а не в единственном. Но некоторые полагают, что хотя небеса называются во множественном числе, однако понимаются в единственном, подобно тому как отдельные города мы называем Фивами и Афинами. Это составляет особенность еврейского языка, что все, оканчивающееся на слог іm, есть мужеского рода и множественного числа, как Cherubim (херувимы) и Seraphim (серафимы), а оканчивающееся на oth есть женского рода и множественного числа, как Sabaoth (Саваоф). И то нужно заметить, что небесам говорится: слушайте, а земле: слухом воспринимай; ибо то, что высоко, имеет большее разумение, а что ниже, то затмевается земными чувствами.

Посему и Спаситель в Евангелии говорит: имеяй уши слышати да слышит (Мф. 11:15). Итак, тот, кто есть небо и гражданин неба, тот пусть таинственно внемлет тому, что говорится; а кто земной, тот пусть следует простой истории. Нужно обратить внимание также на то, что не сказал: слушай небо и слухом воспринимай земля, что сказал вам Господь, но: что сказал Он мне для передачи слышанного мною в духе вам, не заслуживающим слышать глаголов Его Самого. Некоторые (Оригенисты) думают, что небо и земля призываются к слушанию как бы одушевленны, подобно тому, что о земле в другом месте говорится: призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс. 103:32); но здесь выражается могущество Божие, а не земное понимание.

Сыновей Я родил и возвысил, они же отвергли Меня. Вместо этого Симмах и Феодотион перевели так: сыновей Я воспитал и возвысил. С этого места пророк повествует о том, что сказал ему Господь, — что народ Израильский, созданный по общему закону рабами, Он обратил в сыновей и сказал: сын Мой первенец Израиль (Исх. 4:22). И Господь в Евангелии обещает апостолам, если они исполнят волю Его, уже не называть их рабами, а друзьями (Ин. 15:15). Если же Израиль возгордится, слыша, что он первенец, то пусть поймет, что он потому называется первенцем, что вторыми сыновьями называются язычники.

Ибо он не называется единородным, который исключал бы других братьев, но первенцем, чтобы показать, что последуют и другие. И притом, по таинствам Писаний, получают наследство не первенцы, а вторые. Первенцем был Каин; но угодны были Богу дары Авеля. Первенец был Измаил; но получил наследство Исаак. Первенец был Исав, но благословение отца похитил запинатель Иаков. Первенец был Рувим, однако благословение семени Христова переносится на Иуду. Итак они (Иудеи) по порядку призвания были первыми и назывались головою, но сделаны головою и называемся сынами Божиими мы — вторые, считающиеся хвостом, ибо елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). И не приняли мы духа рабства в страхе, но духа усыновления, в котором взываем: Авва, Отче! (Рим. 8:15); ибо совершенная любовь вон изгоняет страх (1 Ин. 4:18). Но лучше читать по еврейскому: сыновей Я воспитал, нежели родил, чтобы не показалось это противоречащим тому изречению, которое читаем в послании Иоанна: всяк рожденный от Бога греха не творит (1 Ин. 3:9). Если же они рождены от Бога, то каким образом могли грешить, когда всякий рожденный от Бога не может грешить?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Тертуллиан

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня

Впрочем, Господь весьма часто именовал нашим Отцом Бога и предписал даже, чтобы мы никого не называли на земле Отцом, а лишь Того, Которого имеем на небесах. Поэтому, молясь так, мы исполняем заповедь. Блаженны те, кто познают Отца. Вот почему укоряется Израиль, о чем Дух свидетельствует небом и землею, говоря: Сыновей родил, а они Меня не познали.

О молитве.

Лопухин А.П.

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня

Речь пророка, содержащаяся в первой главе, вероятно, произнесена в правление иудейского царя Ахаза, когда в Иерусалиме было совершаемо противозаконное богослужение (ср. ст. 21, 29 и 4 Цар. 16:3,4) и когда за это Господь покарал царство Иудейское нашествием царей Сирийского и Израильского (ст. 5-9 ср. 4 Цар. 15:37; 16:5; 2 Пар. 28:5-8). Собиратели речей пророка Исаии поставили эту речь на первом месте, вероятно, ввиду ее общего содержания, при котором она, действительно, составляет прекрасное вступление ко всем последующим речам пророка.

Обращение к небу и земле как к свидетелям обличения грехов Израиля дает мысль о публичности и важности этого обличения или суда над Израилем (ср. Втор. 32:1). Кроме того, как замечает блаженный Феодорит в толковании на кн. Исаии, небо и земля были орудиями сообщения иудеям разных милостей Божиих — небо посылало манну, земля давала плоды — и они, действительно, засвидетельствовали о неблагодарности Израиля в то время, когда Христос испустил дух Свой на Голгофе.

Господь воспитал Израиля посредством данных ему законов религиозных и гражданских, а также и посылая ему все необходимое для физического существования. Он возвысил Израиля среди других народов тем, что особенно приблизил его к Себе и особенно тем, что совершал для него великие чудеса (ср. Втор. 4:7; 26:19).

Возмутились иудеи против Всевышнего тем, что почитали вместе с Господом и других богов (при Ахазе) и еще тем, что не слушали посланных Им пророков. (2 Пар. 36:15-16).

Толковая Библия.