Толкования на Ис. 35:5

Свт. Афанасий Великий

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Итак, что могут сказать об этом? Или как вообще осмелятся противиться и этому? Пророчество дает разуметь, что придет Бог, а знамения показывают и время пришествия. Ибо говорят, что во время пришествия слепые будут прозревать, хромые - ходить, глухие - слышать, и язык гугнивых сделается ясным. Итак, пусть скажут: когда такие знамения были в Израиле, или бывало ли что подобное в Иудее? Очистился прокаженный Неман, но ни один глухой не стал слышать, ни один хромой не стал ходить. Илия и Елисей воскрешали мертвых, но не прозревал слепой от рождения. Действительно, великое дело - воскресить мертвого, но и это не таково, как чудо Спасителя. Притом, если Писание не умолчало о прокаженном и о мертвеце у вдовицы, то, без сомнения, если бы хромой стал ходить и слепой прозрел, слово бы не преминуло и это сделать известным. Поскольку же умолчено об этом в Писаниях, то явно, что никогда не бывало этого прежде. Когда же совершилось это? Когда исполнилось? Не тогда ли только, когда Само Слово пришло во плоти? Когда это исполнилось? Не тогда ли, как хромые стали ходить, гугнивые начали говорить ясно, глухие услышали, слепые от рождения прозрели?

О воплощении Слова.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Не о людях только сказано, что Он воздает и потом будет воздавать им, но также и о диаволе, так как и ему Он воздал, связав его в настоящее время. Откуда же это открывается? «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мк.3:27): и они (демоны) говорили: «оставь! что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мк.1:24, Мф.8:29); и Господь говорил: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10), а также: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18), и потом: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19).

«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся». Будут исцелены телесные члены, необходимые для приобретения сообразного познания о Боге. Диавол ослепил наш путь, заключил пути знания, которые ведут нас к Богу. Выслушай блаженного Павла, который говорит: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Но как может видеть тот, у кого нет глаз? Об ушах он же сказал: «вера от слышания» (Рим.10:17). Если кто не имеет ушей, то как он может слышать? Но тех, которых ослепил враг, пришедший Христос исправил, не только обновив телесные члены, но и нравы душевные. Что пользы, если просвещены внешние члены, когда ослеплен разум? Часто и при открытых глазах не видят. Но если он (Христос) делал (врачевание) для глаз, то тем более сделает его для душ, когда заблуждение проникло в ум, или когда какая-либо болезнь возмутила правильный порядок (душевной жизни). Так это и было, Христос все это устранил. «Тогда хромой вскочит, как олень». Он даровал не только телесное здравие, но всем, приступающим к святым рукам (Его), разрешение от уз душевных. «И язык немого будет петь». Невежды и необразованные победили мудрецов и философов, кроме народа иудейского, который, будучи упрямым, ожесточился в отступлении, не послушал Священного Писания и уклонился от спасения.

«Ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки». Пророк показывает неожиданное и совокупное получение благодеяний и прохлаждение жаждущих душ. Нет иной более суровой пустыни, как бездеятельные, невозделанные души, ставшие обиталищем зверей; подобно тому, как в пустынях обитают звери и произрастают терния, так и в душах людей.

Толкование на пророка Исаию.


Далее изображает пророк и другие чудеса и говорит, как Он будет исцелять хромых, врачевать слепых, делать говорящими немых: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Таких чудес никогда не было до пришествия Христова. О некоторых знамениях в частности также предсказали пророки.

Против иудеев и язычников.

Свт. Кирилл Александрийский

Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат

См. Толкование на Ис. 35:3

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Хотя этим слепым было попущено не иметь телесного зрения, однако у них было ясное зрение веры и сердца, благодаря которому они могли видеть истинный и вечный свет - Сына Божьего, о Котором написано: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин 1:9). Он о Себе, грядущем ради просвещения слепых, предсказал через Исаию: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня, послал Меня благовествовать нищим и вернуть слепым зрение. О Нем же Исаия свидетельствует в другом месте так: Се, Бог наш восстановит суд; Сам придет и соделает нам славу. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих станут слышать. Об этом и Давид свидетельствовал Святым Духом, говоря: Господь восставляет сокрушенных, Господь спасает окованных, Господь просвещает слепцов.

Трактат на Евангелие от Матфея

Свт. Лев Великий

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19), и Сам Творец исполнял роль творения, которое надлежало изменить по образу его Создателя; тогда свершились чудеса Божественных деяний, явление коих предрекал некогда пророческий дух: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь.

Сам Господь предсказал через пророка [обращение] пяти тысяч человек, которые отмечены добродетелью: Вот я и дети, которых дал мне Бог. И они будут предзнаменованием в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сион (Ис. 8:18). А каковы будут эти знаки, тот же пророк выразил в следующих словах: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат, и хромой запрыгает, как олень.

Мы узнаём это предсказание в том хромом, который не ходил от чрева матери своей. Если мы вдумаемся, то в образе хромого узнаем еще и таинственное предобетование. Ибо этот хромой принял исцеление, замеченный Петром и Иоанном сидящим у Красных ворот. И мы до того, пока не пришли к познанию Христа, были воистину хромыми, потому что хромали в отношении добродетельной жизни, но хромали не телесным шагом, а поступью сердца. Ибо, кто чужд жизни праведной, жизни добродетельной, тот, даже имея здоровые ноги, будет хром, так как хромает сердцем и душой. Ведь путь веры ведет к истине не телесными шагами, а движением сердца.

Проповеди.

Прп. Ефрем Сирин

Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся

См. Толкование на Ис. 35:4

Блж. Иероним Стридонский

Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся

См. Толкование на Ис. 35:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви.

Ст. 5-6 Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проторжеся вода в пустыни и дебрь (пучина) в земли жаждущей

Пророчество о слепых, глухих, хромых, гугнивых буквально исполнилось во время земной жизни Иисуса Христа. Господь Иисус чудесно исцелял этих увечных с тем, чтобы исцеленные и свидетели исцеления видели в этих чудесах доказательство Его Божественного посланничества, как видно из того, что Он повелел двоим ученикам Иоанна Крестителя на вопрос его: Ты ли Христос, или иного чаем, сказать ему в ответе: шедше возвестите Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозирают, хромии ходят, глусии слышат, нищии благовествуют (Мф. 7:22). Но не надо забывать, что пророческая речь Исаии относится ко времени образования Церкви из язычников, и потому целесообразнее думать, что пророк под чувственными образами изображаете духовное состояние язычников до принятия ими христианской веры и по принятии. До принятая христианства они были слепы духовно, живя во мраке заблуждений, – были глухи духовно, не слыша Божественных откровений, – были хромы духовно, ибо без помощи Божественного откровения не могли шагу сделать к свету истинному; они были гугнивы в том смысле, что не зная истинного Бога, не умели славословить Его. Но когда проповедано было им Евангелие, они сделались зрячими, ибо узрели свет истины, – слышащими, ибо вера проникла в их сердца чрез слух глаголом Божьим; они бодро пошли путем спасения, и уста их открылись для славословий Господу; даже из уст младенцев, еле умеющих лепетать, послышалась хвала Ему. Как же именно могла произойти в язычниках столь спасительная перемена? Как могла произвести ее проповедь Евангельская? – Не иначе, как при помощи благодати Святаго Духа. Благодать Святаго Духа, как вода, из камня изведенная жезлом Моисея, проторгнется живым ключом из духовного Камня – Христа (1 Кор. 10:4), животворными своими струями оросит пустыню, напоит жаждущую истины и спасения землю сердца. Сам Христос благодать Святого Духа, имеющую излиться на верующих во имя Его, называете реками живой воды (Ин. 7:38-39).

Толкование на паремии из книги пророка Исаии.

Лопухин А.П.

Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся

См. Толкование на Ис. 35:3