Толкования на Исх. 12:5

Свт. Василий Великий

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

См. Толкование на Исх. 12:1

Свт. Григорий Богослов

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

Жертва – очищение не малой части Вселенной и не на малое время, но целого мира и вечное. Для этого берется «агнец» по незлобию и как одеяние древней наготы, ибо такова Жертва, за нас принесенная, которая есть и именуется одеждой нетления. «Совершенна» не только по Божеству, в сравнении с Которым ничего нет совершеннее, но и по воспринятому естеству, которое помазано Божеством, стало тем же с Помазавшим и, осмелюсь сказать, вкупе Богом. «Мужской пол», потому что приносится за Адама, лучше же сказать, потому что крепче крепкого, первого падшего во грехе, особенно же потому, что не имеет в Себе ничего женского, несвойственного мужу, а напротив, по великой власти, силой расторгает девственные и материнские узы и рождается от пророчицы мужской пол, как благовествует Исаия (Ис. 8:3). «Однолетняя», как «солнце правды» (Мал. 4:2), или оттоле выходящее, или описываемое видимым и к Себе возвращающееся, и как «благословенный венец благости» (Пс. 64:12), повсюду Сам Себе равный и подобный, а сверх этого и как то, чем оживотворяется круг добродетелей, неприметно между собой сливающихся и растворяющихся по закону взаимности и порядка. «Непорочная» и нескверная, потому что врачует от позора и от недостатков и скверн, произведенных повреждением, ибо хотя воспринял на Себя наши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему излечения. «Искушен» был «во всем подобно нам, кроме греха» (Евр. 4:15), потому что гонитель «Света», Который «во тьме светит, Его не объял» (Ин. 1:5). Что еще? Упоминается первый месяц, или лучше сказать, «начало месяцев» (Исх. 12:2), или потому что он был таким у евреев издавна, или потому что сделался таким впоследствии, с этого именно времени, и от таинства принял наименование первого. «В десятый день месяца» (Исх. 12:3) – это самое полное из чисел, первая из единиц совершенная единица и родительница совершенства. Соблюдается до пятого дня (Исх. 12:6), может быть потому, что жертва моя есть очистительная для чувств, от которых мое падение и в которых брань, так как они приемлют в себе жало греха. Избирается же не «от овец» только, но и из худшей природы, из стоящих по левую руку, «от коз», потому что закалывается не за праведных только, но и за грешных, и за последних, может быть, тем больше, что имеем нужду в большем человеколюбии. Нимало же неудивительно, что особенно требуется «агнец» по каждому дому, а если нет, то по бедности через складчину «по домам отечеств». Ибо всего лучше, чтобы каждый сам собой достаточен был к приобретению совершенства, и зовущему Богу приносил жертву живую, святую, всегда и во всем освящаемую. Если же нет, то должен привлечь к этому помощников, сродных ему по добродетели и подобных нравом. Это, как думаю, значит, в случае нужды, приобщать к жертве соседей. Потом священная ночь, противоборница этой ночи – настоящей нераздельной жизни, ночь, в которую истребляется первородная тьма, все приходит во свет, в порядок и в свой вид, прежнее безобразие приемлет благообразность. Потом бежим от Египта, мрачного гонителя – греха, бежим от фараона, невидимого мучителя и от немилосердных смотрителей, переселяясь в горний мир, освобождаемся от «работы с глиной» и «кирпичами», от состава этой тленной и поползновенной плоти, всего чаще ничем неуправляемой кроме бренных помыслов.

Слова. Слово 45.

Свт. Кирилл Александрийский

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

См. Толкование на Исх. 12:1

Прп. Нил Синайский

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

Израильтянам, готовившимся есть «овча», закон повелевал: «да снедят главу с ногами» (Исх. 12:5, 9), – чтобы мы в сем образе познали истину Владычного Домостроительства, под «главою» разумея Божество, а Под «ногами» понимая человечество. Ибо Евангелист, сказав: «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1:1), – присовокупил еще: «и Слово плоть бысть» (Ин. 1:14). Посему будем покланяться Богу, веровать же, что Бог вочеловечился. Ибо Христос двойственен: и по видимому Человек, по невидимому же – Бог. Посему не полезно именовать Его человеком, не подразумевая Божества, и неспасительно с Божеством не исповедовать человечества. Вот в немногих словах ответ на писанное ко мне тобою.

Письма на разные темы. Пресвитеру Мартиниану.

Блж. Августин

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

Поэтому этот Жених, равный Своим приглашенным, собиравшийся позвать на свадьбу добрых и злых, даже захотел родиться от добрых и злых, чтобы подтвердить пророчество о Пасхе, в котором было заповедано вкушать агнца, выбранного из овец и коз - словно из праведных и неправедных, что явилось предызображением Его. Сохраняя и Божественное, и человеческое, Он не отверг добрых и злых предков ради связи по человечеству, но избрал рождение от Девы ради Божественного чуда.

Против Фавста-манихея.

Блж. Иероним Стридонский

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

«Да будет, - говорит, - агнец у вас без порока, от овец или от коз возьмите его». И в другом месте предписывается, что, если кто не сможет сделать Пасху в первом месяце, пусть сделает во втором. Примерно то же приказание отдается и здесь: если кто не сможет взять агнца, пусть, по крайней мере, возьмет козленка. Ибо Христос в доме Церкви приносится в жертву двояко: если мы праведны, то питаемся мясом агнца, если мы грешники и приносим покаяние - для нас закалается козленок. Не потому, что Христос - от козлищ, которым надлежит встать ошуюю, но из-за различия заслуг каждому полагается либо агнец, либо козленок.

Об исходе (накануне Пасхи).

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы.

Овча совершенно, мужеск пол, непорочно и единолетно будет вам, от агнец и от козлищ приимете

Для пасхальной жертвы должно быть выбрано овча совершенно, т.е. совершенно сформировавшееся, достигшее полного развития. Мужеск пол, потому что овча должно быть принесено в жертву ближайшим образом за Израильских первенцев мужеского пола для избавления их от погубляющего Ангела. Непорочно, без всяких телесных недостатков, – не слепо, не криво, не уродливо, не паршиво (Лев. 22:22–23). Выбор непорочного овчати соответствовал святой цели, ради которой оно предназначается в жертву, а также должен был свидетельствовать о нравственной чистоте потребной для приносящих жертву. Животные без телесных недостатков требовались законом для всех родов жертв (Лев. 22:20), и Бог чрез пророков неоднократно изъявлял Свое негодование на людей, которые, принося Ему в жертву животных хворых и увечных, обличали в себе недостаток благоговения и любви к Нему. – Единолетно, – годовалое, не старше одного года. Те же условия требовались для выбора в жертву козленка в случае, если недоставало агнца.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

Отделенный от стад 10 авива, пасхальный агнец закалывался 14-го вечером, или в буквальном переводе с еврейского «между двумя вечерами».