Толкования на Пс. 68:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду

Содержание: Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. А что вся молитва Спасителева приносится от лица человеческой природы, это Псалмопевец дает разуметь в конце псалма, когда говорит: яко у слыша убогия Господь и окованная Своя не уничижи (Пс. 68:34).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду

См. Толкование на Пс. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду

Псалом сей предуказует некое изменение. Сказуется же об иудеях, преселенных в Вавилон, и представлен в таком виде, как бы в нем переселенцы сии молятся и просят об освобождении. Вместе же с сим псалом предвещает освобождение от рабства, возвращение, и построение Иерусалима, кратко сказать, прежнее благоденствие Иудеи. Но заключает в себе и пророчество о Владычних страданиях и о конечной гибели, постигшей за сие иудеев. Поелику, что сами терпели от неприязненных, на то отважились против Благодетеля и Спасителя; то, чего желали врагам, на то самое и их осудил правдивый Судия.

Евфимий Зигабен

В конец. О изменившихся. Псалом Давиду

Этот псалом надписан «в конец», потому что имеет в виду конец и исполнение содержащихся в нем пророчеств; далее: «о изменившихся», потому что упоминает о перевороте и изменении дел. По словам Феодорита, он составлен от лица порабощенного в Вавилоне еврейского народа, судьба которого (после) изменилась. Ибо бывшие рабами сделались свободными и, вместо чужой страны, стали жить в своем отечестве. Этот же псалом соответствует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе.

Божественный Кирилл и согласно с ним Афанасий говорят, что сей псалом содержит молитву Христа от лица человечества и причины, по которым иудеи распяли Его и последовавшие за крестом бедствия иудеев, также введение евангельской жизни. К сему присовокупляет Феодорит, что сей псалом содержит пророчество о страданиях Спасителя и за причинение оных совершенную погибель иудеев.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, о изменшихся [о имущих изменитися], псалом Давиду

Надписание: в Еврейском тексте: Начальному певцу на шестоструннем орудии, созанним, псалом Давидов.

Содержание: сей псалом по содержанию своему во всем сходен со псалмом 21. Ибо в начале жалуется Давид на лютость и безчеловечие врагов своих: однако не смущается, ниже унывает духом, но терпеливно сносит обиды, и прибегает к покровительству Бога, продолжая хранить непорочность. Притом свидетельствует, что все ненавидели его за то, что был благочестив, и защищал крепко Божию славу. Потом паки жалуется на врагов, показывая, что они не токмо обидно, но и безчеловечно угнетали его, и потому просит им наказания, котораго они достойны. При конце псалма яко победитель радуется, и обещает Богу торжественную жертву хвалы. Сей псалом наполнен многих пророчеств о Христе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы

По надписи псалом написан Давидом; считающие его принадлежащим Иеремии (ср. гл. 38) не имеют достаточных к тому оснований. Изъясняющие этот псалом в индивидуальном смысле относят его большею частию к Саулову гонению, но едва ли так, вследствие ст. 8-13, и особенно ст. 10. По крайней мере весьма сомнительно, чтобы Давид во время Саулова гонения уже был во враждебном отношении к братьям и родителям своим (ст. 9), – это особенно сомнительно ввиду 1 Цар. 22:1-3, а ограничение ст. 10, ревностию к истинному богопочтению и исполнению Божеств. заповедей, кажется неосновательным: дом Иеговы (дому Твоего) везде значит места богослужебные; это подтверждает 2:17. Можно кажется признать, что Давид написал этот псалом совершенно специально для богослужения, и при этом имел в виду не какого-либо частного, но вообще страждущего праведника; он хотел составить такую молитву, которая пригодна бы была для всех тяжко страждущих праведников в обществе Израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страдания, из которых со многими даже он и сам был знаком по собственному горькому опыту.

По словам Спасителя (Мф. 23:38, Ин. 15:25) и Его Апостолов (Ин. 2:17; Мф. 27:23; Ин. 19:28; Деян. 1:20; Рим. 11:9–10;15:3) – этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (оцта) (ст. 22); Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный.

Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма (Ин. 2) и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем (Рим. 15:3). Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий (ст. 4, 5, 9, 13, 21, 22). За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, Деян. 1:20 и на всем народе. Мф. 23:38). Что отличило их от прочих народов (трапеза их), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поелику они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению (Мф. 13 и д. Ин. 5 и д. Рим. 11:9-10; 2 Пар. 3:14). Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена (26), и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (хребет сляцы), что после предсказал и Амос (8:12).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В конец, о изменшихся, псалом Давиду

По надписанию псалом принадлежит Давиду. - «На шошанниме» указывает на музыкальный инструмент, на котором может быть исполнен псалом. Некоторыми слово шошанним переводится «лилия», чем определяется род инструмента, походившего своим видом на этот цветок. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом (ст. 6, 8), силы гонений (ст. 2-4, 13, 16), их несправедливости (ст. 5). Псалом представляет общее изображение тяжести преследований и написан вообще в воспоминании Давидом этого тяжелого времени уже после его минования.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, о изменшихся, псалом Давиду

В этом надписании есть одно неудобопонятное выражение: о изменшихся. Однозначащее с ним выражение: о изменяемых – находится в надписании 44-го псалма, а в надписании Пс. 59 то же выражение читается иначе: о изменитися хотящих. Все эти разночтения (как и в Пс.79:1) имеют одно и то же значение. Они означают: или а) символическое указание на предмет псалма: «о верующих благочестивых», или, как толкуют св. отцы, «о нравственном усовершении», или изменении из темного вида порока в светлый лилейный вид добродетели; или б) название особых инструментов, кимвалов, имеющих форму лилии: или в) обозначение напева по образцу или по первому слову другой песни. Более подробное и обстоятельное объяснение значения сего изречения см. в рассмотрении и объяснении надписания Пс. 44. Изречение в конец имеет здесь тот же смысл, что и в надписании многих других псалмов. Последнее выражение надписания: псалом Давиду – указывает на Давида как на составителя псалма. Принадлежность его Давиду подтверждается а) сходством содержания этого псалма с содержанием псалмов 21 и 39, составленных тем же Давидом, б) единогласным свидетельством св. отцов и многих учителей Церкви о том же и, наконец, в) авторитетным свидетельством св. апостола Павла, который в Послании к Римлянам (Рим. 11:9) приводит изречения сего псалма (ст. 23) и говорит, что они изречены Давидом.

По причине сходства этого псалма с псалмами 21, 39 и другими, в которых изображает претерпенные им гонения от Саула, можно бы отнести происхождение и этого псалма ко временам Саулова гонения на Давида. Но т.к. в этом псалме встречаются такие черты, которые не имеют в собственном смысле применения к гонимому Давиду и которые между тем с буквальною точностью исполнились, по свидетельству евангелистов, на Христе Спасителе (см., например, Пс. 68:22, 27; ср. Мф. 27:34), то можно, кажется, признать за истину, что Давид при написании этого псалма имел в виду не изображение своего личного состояния или страдания какого-либо другого праведника, а хотел составить для употребления при богослужении такую молитву, которая была бы пригодна для всех тяжко страждущих праведников в обществе израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страданий, из которых со многими он и сам был знаком по собственному горькому опыту и в которых пророческим вдохновением изобразил страдания Мессии Христа.

Вместе с тем, при рассмотрении и объяснении этого псалма, не нужно опускать из виду и того, что Давид, этот «муж по сердцу Божию» (1 Цар. 13:14), был прообразом Христа Спасителя и в своей жизни типически предызобразил Его уничижение и прославление, и в то же время был пророк, издалеча созерцавший тайны Царства Мессии (Евр. 11:13; ср. Чис. 24:4; 1 Цар. 23:2, 4), и потому многие изречения 68-го псалма вполне могут быть приложены к лицу Мессии, – что, наконец, Сам Иисус Христос и Его апостолы смотрели на сей псалом как на мессианский. По всем этим основаниям псалом этот относится к числу прообразовательно-мессианских, что и видно будет из рассмотрения и объяснения содержания всего псалма, состоящего из 36 стихов, кроме надписания, составляющего 1-й стих его.

Объяснение священной книги псалмов.