Толкования на Зах. 5:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-5 И обратихся, и возведох очи мои, и видех, и се серп летящь. И рече ко мне: что ты видиши? и рех: аз вижду серп летящь, в долготу лактей двадесяти, и в широту лактей десять. И рече ко мне: сия клятва исходящая на лице всея земли: зане всяк тать от сего даже до смерти отмстится, и всяк кленущийся во лжу от сего до смерти отмстится. И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и в дом кленущагося именем моим во лжу, и вселится посреде дому его, и скончает его, и древа его, и камение его

И здесь опять употребленное выражение: «обратихся», думаю, никто не может понимать в смысле места, но как бы в смысле последовательности одного видения за другим: когда прекращается первое видение и взор переходит к другому созерцанию, тогда это явление обозначает словом: обращение. Итак, поднимает в высоту мысленные очи и затем видит серп наподобие птицы, поднявшийся к верху и как бы устремляющий на всю землю. Был он очень широк и длинен; ибо длина его была в двадцать локтей, а широта его на половину меньше длины. Когда Ангел спросил, что это такое, а пророк сказал, что он не знает; то (Ангел) говорит: «сия клятва исходящая на лице всея земли», подвергающая соответствующим наказаниям ложно клянущегося и вместе с ним вора. И что касается более подробного объяснения показанного в видении; то оно не представляет ничего затруднительного. Божественная клятва всенепременно истребит воров и вместе с ними привыкших произносить ложную клятву и как бы серпом срежет наглых хулителей, обнаружит ограду домов и предаст их огню, и войдя в дом мужа уничтожит и сильно потрясет его. Думаю, надобно тщательно исследовать причины, по которым настоящее и занимающее нас видение присоединено к другим как необходимое. Почему, – может быть скажет кто-нибудь из людей наиболее справедливых, – в то время, как было весьма много грешников по жизни и Израильтяне в то время подлежали многим обвинениям, – почему только на воров и клянущихся ложно, говорит, назначено было наказание посредством серпа, или почему исходит клятва, посекающая в этом виновных и совсем уничтожающая их? В ответ на это скажем, что Бог, всегда желающий блага слушающим Его, чрез святых пророков говорил благополезное каждому времени. Итак, жившим в то время необходимо было уяснить в особенности именно это видение. Приведем причины этого и укажем самую подходящую из них. Когда Израильтяне, едва оставив страну Халдейскую и освободившись от ига рабства, возвратились в Иудею и прибыли в Иерусалим; то им следовало воздерживаться от прежних своих грехов и обращением к лучшему образу жизни загладить прежде совершенные преступления и радовать Избавителя исполнением угодного Ему; но они несмотря на это, так же, как и прежде, необдуманно нарушали требования закона. В то время, как Моисей говорит, что им не следует вступать в брачные союзы с иноплеменными женщинами, они, пренебрегши предписания закона, сочетавались с дочерями соседних язычников и становились отцами иноплеменных детей и полными нечестивого племени. Среди них были некоторые из знатнейших виновными в таких преступлениях. Об этом то и плакал Ездра и, приходя в дом Божий, совершал молитвы за поступавших нечестиво. Что после того случилось, об этом мы узнаем из самой книги его, где читается так: «и когда, молясь, Ездра исповедывался, плача и повергаясь на землю пред храмом, собралось к нему из Иерусалима весьма много народа, мужчин и женщин и юношей, ибо плач был великий в толпе. И возгласив Иехония Иеилев из сынов Израилевых сказал Ездре: мы согрешили против Господа Бога и в супружество себе взяли жен иноплеменных, от народов (язычников) земли и живет с ними весь Израиль. В этом да будет у нас клятва к Господу (поклянемся), чтобы изгнать всех жен наших, из иноплеменных (народов) вместе с детьми их, как присуждено (повелено) тебе и всем повинующимся закону. Встань, соверши, потому что к тебе (относится) это дело, и мы с тобою для подкрепления. И восстал Ездра, заклял родоначальников священников и Левитов всего Израиля сделать соответственно этому и поклялись» (1Ездр.10:1–5). Итак, было необходимо, чтоб поклявшимся исполнять требования закона угрожало проклятие, неизбежно постигающее тех, которые приобрели привычку ложно клясться, чтобы они хранили свои клятвы. Но поелику во время построения божественного храма было большое скопление денег, отчасти потому, что их давал Дарий, отчасти их приносил народ, а некоторые из приставленных распоряжаться ими, по всей вероятности, отделяли в свою пользу нечто из принесенного во славу Божию; то он хорошо говорит, что проклятие идет на воров, чтоб удерживались от постыдных прибытков и не прикасались к священным деньгам, употребляя их на свои собственные нужды. Такова причина видения. Людям, привыкшим красть и произносить ложную клятву, надобно бояться проклятия и посечения серпа. Бог всенепременно приведет в исполнение свои определения и не пощадит ни воров, ни других преступников; ибо Он всегда ненавидит тех, которые презирают Его божественную славу и с ненасытным желанием устремляются к неподобающему им.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-3 Видех свиток летящ, в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей, и рече мне: сия клятва исходящая на лице всея земли, истребить землю за грехи обитателей ее. Сказанное Пророком о виденном свитке указываете на воплотившегося Эммануила, Который вознесен был на крест. Если же кто возразит на сие, что Пророк говорит здесь о клятве, то да вразумят его слова Апостола, сказавшего: Христос был по нас клятва (Гал. 3:13). Тем, что долгота и широта свитка, взятые вместе, составляли тридцать лактей, и что земля иудейская была в запустении семьдесят лет, представляется нам таинственное изображение того греха, какой учинили Иудеи, дав предателю тридцать сребренников, и того вечного запустения, какое постигло Иерусалим по предсказанию о сем Даниила (Дан. 9:27).

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1–4 И обратился я, и поднял глаза свои и увидел, и вот свиток летящий. И сказал он мне: Что ты видишь? И сказал я: Я вижу свиток летящий: длина его двадцать локтей, и ширина его десять локтей. И сказал он мне: Это проклятие, исходящее на лице всей земли, ибо всякий крадущий будет судиться, как написано, и всякий клянущийся этим будет подобным же образом судиться. Изведу это, говорит Господь воинств, и придет к дому крадущаго и к дому клянущагося во имя Мое ложно, и замедлит среди дома его и истребит его и деревья его, и камни его

Обратившись, говорит пророк, к другому видению, и, поднявши глаза свои от веселого и радостного к печальному, я вижу летящий свиток, что по-еврейски называется megella (מגלח), а у Акилы и Феодотиона переведено διφθέρα [выделанная для письма кожа], у Симмаха – κεφαλίς, т. е. главка, согласно с тем, что написано в Псалме: Во главе книги написано о мне (Пс. 39:8), или согласно Семидесяти: серп летящий (δρέπανον πετόμενον). Все виденное прежде – создание храма, пришествие Господа Спасителя и проч. – показывало освобождение народа из Вавилона; теперь, чтобы не начало превозноситься сердце его [т. е. пророка] с Апостолом, – которому дается ангел Сатаны, чтобы опозоривать его (2Кор. 12:7), и чтобы он не превозносился, – пророк видит печальное; это чтобы тщеславие, возникшее вследствие созерцания благ, уменьшилось чрез угрозы возможных бедствий. Ему показывается летящий свиток, в котором описаны грехи всех, чтобы каждый получил по делам своим или благо, или зло, как говорит Даниил: Поставлены престолы, и раскрыты книги (Дан. 7:10). Если же мы примем слово серп, как перевели LXX, то для примера можем взять из Апокалипсиса Иоанна: И отвечал ангел, и сказал ему, сидевший на коне: Брось острейший серп твой и обрежь виноградник твой, ибо созрели грозди его (Откр. 14:18). Во Второзаконии вместо серпа мы читаем стрелы и меч: Напою стрелы Мои кровию, и меч Мой пожрет плоть (Втор. 32:42). И так как Бог не пощадил грешных ангелов, которые преступлением своим погубили небесное жилище, то и говорит Сам через Исаию: Упился меч Мой на небе (Ис. 34:5). Действительно, от меча погибнут все грешные народы, но, конечно, не от меча телесного (ибо и кроме меча есть многоразличные пути к смерти), а от меча духовнаго, которым будут поражены не сотворившие покаяния; таковым угрожает взывающий Псалмопевец: Если вы не обратитесь, то Он потрясет мечем Своим; Он напряг лук и приготовил его и приготовил в нем сосуды смерти (Пс. 7:1314). Также и у пророка Иеремии читаем: О меч Господа, доколе будешь посекать? Доколе не успокоишься? Возвратись в ножны твои (Иер. 47:6). Этот меч называется не только серпом, посекающим сено, солому и терние, но и секирою дерев, посекающею тех, которые не принесут плодов достойных покаяния, и о которых Иоанн Креститель восклицал: Вот секира положена у корня дерев: всякое дерево не приносящее доброго плода будет посечено и брошено в огонь (Мф. 3:10). Тот свиток, в котором описаны грехи всех, или серп, который посекает преступления всех, посылается на виноградник Содомский: о нем написано: Враги ваши безумны: виноградник их от виноградника Содомлян, и отпрыск их от Гоморры. Ягода их – ягода желчи, и гроздь горечи у них. Ярость драконов вино их и бешенство аспида неисцелимое (Втор. 32:31–33). Этот серп имеет двадцать локтей в длину и десять в ширину; в этом числе радостное соединяется с печальным, ибо, ведь, Господь поражает для того, чтобы возвысить, В числе двадцать, слагающемся из двух десятков провозвещается строгость и печаль; а в числе десять, т. е. в одном десятке, – улучшение благополучия. Таким образом через все бичи и бедствия Израиль получает наставление. Вместе с тем думающих, что клятвопреступление и воровство – проступки незначительные, будем убеждать в том, что проклятие, изображаемое под видом свитка и серпа, низводится на дом крадущего и клятвопреступника и остановится в нем, и истребит все дерева и камни его. Поэтому, если о том, что считается незначительным, – я говорю о краже и клятвопреступлении, – говорится с такою угрозою, то что скажем мы о блуде, прелюбодеянии, человекоубийстве, святотатстве и всех преступлениях, указываемых Апостолом в числе дел плоти (Гал. 5:19–21). Я прочитал, что двадцать локтей длины и десять ширины относятся к возрасту Господа Спасителя, т. е. образуют тридцать, ибо Отец не будет судить никого, но весь суд даст Сыну, и весь мир должен быть судим от Него (Ин. 5:21).

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток

Видение шестое: летящий свиток

В новом видении пророк созерцает летящий свиток. LXX, вместо евр. meghilla - свиток, читали - maggal - серп; отсюда и пророк получил наименование «серповидца».