Толкование на Ис. 10:33

Свт. Иоанн Златоуст

Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю

См. Толкование на Ис. 10:32

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 33-34 Се, Владыка Господь Саваоф смятет славныя со крепостию, и высоции укоризною сокрушатся, и высоцыи смирятся, и падут высоцыи мечем, Ливан же с высокими падется

В оконченной книге речь была об Ассириянах и о владыке персидском, который вышел было войною против Иудеи и Иерусалима, но неожиданно потерпел от гнева Божественного. Ибо Израиль, не напрягавший лука, не схватывавшийся за щит, не выводивший против рядов его войск ни конницы, ни с искусством построенного прочего войска, не усиливавшийся отклонить руку противников по закону войны, дивно спасен был силою и благодатью Божиею: изыде Ангел Господень, говорит пророк, и изби от полка Ассирийска сто осмьдесят пять тысящ (Ис. 36:37). Когда это явно сбылось, то ожидавшие своей погибели ликовали и возносили спасшему их Богу благодарственные песни, говоря: вечер водворится плачь, и заутра радость (Пс. 29:6); и к сему еще: обратил еси плач мой в радость ми, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием (Пс. 29:12); а он, дерзкий и надменный и провозглашавший оное великое и хвастливое: вселенную всю объиму рукою яко гнездо, и яко оставленая яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет (Ис. 10:14), тщетно много думавший о себе, был посрамлен, потому что едва избежал опасности, и как беглец возвратился домой, оставив Иудею. По этому-то и говорил Бог всяческих: не бойтеся людие мои от Ассириан живущии в Сионе (Ис. 10:24). Описан был (пророком) и образ бегства, так как он при проходе своем опустошал города и селения. И еще (сказано): страх приимет Раму град Саулов (Ис. 10:29). Разъясняя сие последнее, мы сделали повествование более историческое, впрочем недалекое от истины; ибо совершенно необходимо, чтобы слово толковано было соответственно с качеством и силою предлагаемого. Поелику же богодухновенному Писанию обычно, чрез совершающееся грубо (вещественно) и исторически обозначать иногда таинства и представлять образы сокровенных мыслей: то мы говорим, что властвовал над нами изобретатель греха и страшно и жестоко нападал на народ Спасителя освященный, очевидно – Духом, и очищенный верою, и воевал против Церкви Божией, воздвигая против нее подчиненное ему нечестивейшее воинство духов. И, может быть, думал он, что будет в силах, и без большого труда разрушить ее, – этот по истине честный и святый град Божий, мысленный Иерусалим; но был посрамлен, как думавший о несбыточном. Ибо он не в силах был овладеть святым городом и преодолеть десницу столь мощную; потому что кто противостанет всемогущему Богу? Итак, он погиб вместе с щитоносцами своими и изгнан был из стада благочествующих, на которое нападал подобно неукротимому зверю, а также извержен был и из мучительского начальствования над нами. И этому-то учит нас Спаситель, говорящий: ныне суд есть веку сему: ныне князь века сего изгнан будет вон: и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:31-32). Ибо разрушением смерти, ниспровержением диавола и отъятием греха было страдание Христа, вознесенного на крест, низведшего же и низвергшего на землю гордыню диавола. Таким образом, благовременно после оного и именно теперь Бог всяческих вводит слово о рождении Единородного по плоти и наперед являет таинство устами пророков, дабы, по приведении дел в исполнение, Он от всех встретил несомненную веру. Что же говорит Он? Се Владыка Господь Саваоф смятет славныя с крепостию. Преобразует живущих на земле в обновление жизни евангельской Христово таинство, очевидно, по ниспровержении древнейших обычаев и того, что принадлежало к теням и прообразам, как уже не имевших силы к обладанию. Но это именно была цель пришествия Его в сей мир, и Он пришел с тем чтобы проповедать, и прежде других Израильтянам, что до времене исправления належащая (Евр. 9:10), то есть заключающийся в письменах закон Он приводит наконец в исполнение, так как души верующих преобразуются, как я сказал, к лучшему и к духовному жительству. Ибо во Христе вся нова (2 Кор. 5:17). Но хотя и должны были бы покоряться Ему, и прежде всех других Иудеев предстоятели синагоги и не в меру славившиеся достоинствами священства, однако они, напротив, дерзко выступили против Его, нечестиво противодействовали Ему и постоянно имея в устах данный чрез премудрого Моисея закон, хотели явить недействительным относившееся к ним таинство домостроительства воплощения Единородного. Но сделать это для них оказалось недостижимым: противопоставляя свое хотение Спасителю всех и Богу, они злые преданы злой смерти (ср. (Мф. 21:41), то восставая друг на друга и умышляя междоусобную войну, то впавши в руки Римлян, которые сожгли и самый храм. И. так, се Владыка Господь Саваоф смятет славныя с крепостию. Господом Саваофом именует Производящего смятение, устрашая слушателей страхом, дабы кто не подумал, быть может, что Он будет бессилен или что только употребляет тщетные угрозы, совсем не имеющие прийти в исполнение. Ибо что может быть тщетно из предприемлемого Господом Саваофом, то есть Господом воинств? Он говорит, что им сокрушены будут высоцыи укоризною, потому что истинно высоцыи укоризною были те, которые не только убивали святых пророков и дававшим превосходные советы бесстыдно говорили: но нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение (Ис. 30:10), но и против самого Христа изощряли язык свой и воздвигали на высоту рог свой, говоря на Бога неправду, как написано (Пс. 74:6). Но они смирятся, говорит, и падут мечем. Ибо они погибли, как я сказал, или тем, что Бог, наводя на них жесточайший гнев, как бы острым мечем посекал их и отсекал достоинства священства и лишал права руководить народом; или же и иным образом падут сказано, они мечем, то есть мечемнеприятельским, как я сказал сейчас. Но и Ливан, говорит, с высоцими падется. Ливаном в этом случае, по всей вероятности, именует он храм, который был разрушен, сожжен и пал вместе с поднимавшими высоко брови, потому что истинно высоковыйным было сонмище священников, а вместе с ними и сам Израиль, обесчестивший Спасителя всех и Искупителя. Но мы найдем, что и самый Иерусалим именуется Ливаном. Так, пророк Захария в одном месте обращался к нему с такою речью: разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст от кедры твоя: да плачевопльствит питис, зане паде кедр: восплачевопльствите дуби Васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная (Зах. 11:1-2). Поелику, уподобив Иерусалим горе Ливанской, так назвал его, то необходимо по требованию естественности держась того же образа речи, кедрами и дубравою насажденною с приличеством именует находящийся в нем народ и руководителей народа, которым и плачевопльствовать повелевает, потому что на них, как бы на дубраву, нападают губители. Но если бы кто захотел коснуться и сокровенного умозрения и силу предложенных слов применить к самому сатане и беззаконным силам, ему подчиненным, то и он не отступил бы от надлежащей цели. Сокрушено и погибло скопище любящих злодеяния демонов, а с ними вместе и сам змий отступник, высокий и надменный и уподобляющийся как бы горе Ливану; потому что прежде пришествия Спасителя нашего он был у всех славен и наглый везде принимал поклонение и восхитил себе славу Божества.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 33-34 Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего

Пророк сказал: ветви, - а не корни. Когда же мера грехов их исполнилась, пришел Иоанн и вырвал дерево с корнями. Уже и секира при корне дерев лежит (Мф. 3:10), о чем Исаия не упоминает. И когда это произошло, если не при явлении Того Истинного Бога, возвещенного в законе, имя Которого знаменуется посредством ветви и цветка, над Которым почил Дух, называемый семиобразным.

Толкование на Диатессарон Татиана.

См. Толкование также на Ис. 10:32

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 33-34 Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего

То, что первоначально Исаия высказал с некоторою прикровенностью, теперь выражает более ясно: Ибо и величавые опустошены (Зах. 11:2). Я желаю знать, что это за кедры Ливана, которые сожжены, что за ели, которым предсказывается рыдание, что за сосны, которые Он низверг: Величавые, - говорит он, - опустошены, рыдайте, дубы Васанские, - то есть бесславия и смятения, ибо лес крепчайший, - что на еврейском выражено словом basir, а у LXX переведено: Изобильный деревьями, - был вырублен, потому что храм, считавшийся непреодолимым по своей крепости и отстроенный разными царями и князьями, а затем Иродом, был разрушен до основания римлянами.

Некоторые, не понимая смысла этого места, относят слова: Ливан, ели, сосны, дубы Васана и лес, изобильный деревьями и крепкий, - к враждебным силам, которые у пророка Иезекииля названы именами Ассура и фараона: Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его (Иез. 31:3-4) и прочее, относящееся то к Ассуру, то к фараону. Они думают, что это относится или к враждебным силам, или к некоторым гордецам и владыкам, о которых мы читаем и в псалме: Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские (Пс. 28:5) и в другом месте: Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено (Ис. 2:12), а после народа: И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские (Ис. 2:13).

Эти люди утверждают также, что о том же Ливане пророчествуется так: Ливан падет с высокими. Но мы будем следовать прежнему толкованию, соответствует указанному нами значению. Слышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их; слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана (Зах. 11:3). Эти слова также содержат в себе часть предыдущего отрывка. Те, которых он прежде назвал кедрами, елями, соснами и дубами Васана, и потом разъяснил, что это за деревья словами: и величавые опустошены, теперь с помощью другого сравнения называются пастырями, то есть главами и учителями и теми, которые были первыми в народе. Они должны плакать и рыдать, потому что их величие, внешняя красота и блеск опустошены и уничтожены, а именно храм, которым они хвастались.

Комментарии на малых пророков.


Некоторые думают, что это еще говорится об Ассириянине,—что по сокрушении его все окрестные народы подчинявшиеся его власти будут срублены и унижены и будет уничтожен самый густой лес, под которым они хотят метафорически понимать народ и князей,—что и Ливан со своими высокими падет, так что совершенно ничего не останется от Ассирийского могущества. Другие же хотят видеть с этого места начало пророчества о Христе, особенно когда дальнейшее признаем написанным о Нем и мы, и обрезание). Выше говорил о имени Отрока имеющего родиться от Девы, что он наречется Еммануилом и затем что зачатый во чреве Пророчицы назовется поспеши, отнимай добычи, спеши грабить, что Он есть камень претыкания и камень соблазна для двух домов Израиля, что владычество Его на раменах Его и что Он называется шестью именами: Чудный, Советник, Бог, Сильный, Отец будущего века, Князь мира, и что умножится власть его и мира его не будет конца. Теперь, в прологе к Его пришествию, прежде чем сказать, что Он произойдет от рода Иессея и Давида, под образом разбитой стклянки изображается Его страдание,—что по воле Божией плоть Его предана смерти для того, чтобы была разрушена высота Иудеев и они, некогда высокие, пали на землю и чтобы был срублен Ливан с своими кедрами, о котором у Захарии читаем: «отвори, Ливан, двери твои, и пусть огонь пожрет кедры твои; вопи, ель, потому что упал кедр, потому что великолепные опустошены» (Зах. 11:1-2). А что говорится, что Он сокрушен и поражен Отцем, то на это указывается и оным: поражу пастыря и расточатся овцы (Зах. 13:8), и другим свидетельством: его же ты поразил еси, тии погнаша (Пс. 67:27). Еврейское слово phura, которое Акила перевел χεραμεΤον, Феодотион и Симмах перевели ληνόν, т. е. точило, что, по надписанию трех Псалмов, также обозначает страдание Господа, как Он Сам говорит у Исаии: «точило топтал Я один, и из народов не было мужа со Мною» (Ис. 63:3). А LXX вместо точила, внося новый смысл, перевели славные.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.

Евсевий Кесарийский

Ст. 33-34 Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего

В этом случае Ливан указывает на Иерусалим… который, как угрожает Слово, падет со всеми своими знатными и славными людьми.

Здесь рождение Христа из семени Иессея и Давида связано с разрушением Ливана и призванием языков.

Доказательство в пользу Евангелия.

Лопухин А.П.

Ст. 33-34 Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего

Господь как бурный вихрь поломает могучие деревья (ассирийское войско) и Ливан падет, т. е. ассирийские полчища, похожие на могучий и непроходимый Ливанский лес.

Заметить нужно, что ассирийские памятники иначе представляют поход царя ассирийского Сеннахирима на Иудею. Сначала он пошел в Финикию, потом спустился по морской дороге в Филистимскую землю, и наконец, напал на Иудею с юго-запада. Но Исаия вовсе и не имел в виду давать точное изображение всего маршрута ассирийских войск и он, конечно, по-своему рисовал себе этот поход, потому что частности будущих событий не были во всей подробности открываемы пророкам. Главное же - внезапность и ужас ассирийского нашествия у пророка изображены с поразительной силой и рельефностью.

Новейшие критики в 10-й главе находят немало вставок позднейшего времени, принадлежащих издателю пророчеств Исаии. Так Marti указывает на то, что Исаия не мог вложить в уста языческого царя выражение: «царства идольские», «идолы» (ст. 10 и 11). Cheyne и Marti стихи 16-19 считают «мозаикой разнохарактерных образов», а стихи 20-23 считает не подлинны потому, что они содержат в себе рассуждения, неожиданные со стороны Исаии. Стихи 24-27 по Cheупе также не принадлежат Исаии, потому что стих их - очень тяжелый и потому еще, что в них отсутствует ритм.

Все эти возражения основаны на чисто субъективных воззрениях и потому не имеют достаточно убедительной силы. Напр., в 20-23 ст. мы находим на самом деле не только мысли, совершенно согласные с общим мировоззрением Исаии, но даже и его собственные выражения (ср., напр., ст. 20 и 9 гл. ст. 12; 21-и ст. и гл. 1 ст. 27; 23 и гл. 6:12). А что Исаия здесь иногда говорит прозой, то разве это было для него невозможно или запрещено?

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 10:28