Толкование на Ис. 53:7

Свт. Григорий Богослов

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих

Мне кажется, что Он именуется:

«Овца», как заклание.

Слова. Слово 30.

Свт. Иоанн Златоуст

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих

«Но страдал добровольно и не открывал уст Своих». Почему же Он молчал и не давал ответа? Если свидетельство Его дел не могло склонить их, то тем менее могли сделать это слова. Даже суд не мог убедить их (иудеев), но они, как господа, против закона приготовили Его смерть, будучи настолько яростными, что, хотя бы Он и отвечал, они, однако не послушали бы. Молчание могло освободить Его от Креста. Но Он молчал также и потому, что они сделались совершенно недостойными Его ответа: ни сон жены Пилата, ни удавление предателя, ни краска стыда лжесвидетелей, ничто иное не могло преклонить их ума. Вы распинаете Его, – почему же вы взываете к кесарю?

«Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих», показывая Свою кротость не только всем прочим, но и самою смертью. Мне кажется, что пророк назвал Его овцой не только потому, что Он молчал, но и потому, что Он был жертвою; и Симмах говорит: «и жертва пришла для жертвоприношения». Молчание тех, которых ведут на смерть, должно иметь малое действие, так как они молчат вследствие страха. Но молчание Того, от одних слов Которого державшие Его пали на землю, было велико. «Сказал им: кого ищете?.. и все они отступили назад и пали на землю» (Ин.18:4, 6). Какой ответ был больше этого? Какие слова – более сильными? Ты видел силу, смотри также и на кротость. Как Он силен, как кроток! Не только от силы, но и от самой кротости нам можно познать Его божество. «Как агнец пред стригущим его связанный, – говорит, – так Он не отверзал уст Своих». Однако, Он отверзал Свои уста и говорил. Но чтобы показать Свое смирение, Он никогда не употреблял жестоких и суровых выражений. «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23). Такой ответ был кротче самого молчания. И мы или ничего не будем отвечать, или же будем отвечать смиренно.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 7-8 И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людий Моих ведеся на смерть

Смысл приведенных слов очень ясен, но мы скажем о каждом подробно, дабы в них кому-либо не показалось бы что неясным. Господь наш Иисус Христос был судим начальниками Иудейскими. Тогда выступили некоторые лжесвидетели против Него, которые утверждали, что Он говорил нечто противное славе Божией. Но на то Христос ничего не отвечал; Поелику Он знал, что защита совершенно никакой пользы не принесет, ибо Он был судим врагами. Не неведал Он также и о том, что они воспламенятся еще сильнейшим гневом, если Он назовет Себя Сыном Божиим, Спасителем и Искупителем вселенной. Посему Он сохранял молчание, как пред ними, так и на суде Пилата. Впрочем немногое нечто Он сказал, чтоб сделать грех их неизвинительным. Когда жестокий и нечестивый Каиафа вопросил Его, говоря: «заклинаю тя Богом живым, да речеши нам, Аще ты еси Христос, Сын Божий» (Мф. 26:63),- на это Он тотчас ответил: «отселе узрите Сына человеческаго седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных» (Мф. 26:64). Но Пилат спрашивал также: царь ли Он Израильский? и на это Христос сказал: «ты глаголеши» (Мф. 27:11). Тогда и Пилат стал сообщником безумия Иудеев и подвергнув бичеванию Иисуса повелел своим воинам отвести Его вместе с разбойниками, чтоб предать Его смерти на кресте. Итак истинно то, что говорит пророк: зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих, ибо претерпев многое множество после того, как Он взят был, перенесши оскорбления и заушения и заплевания от нечестивых слуг и многое другое, чем можно было причинить оскорбление страдальцу, Он потом уже приведен был к Пилату. От страдания, говорит, Он не отверзает уст, но яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен; ибо овцы в определенное время отводятся для стрижения, и пастухи накладывают на них бритвы. Хотя они при этом страдают (потому что бритва, касаясь иногда их кожи, причиняет им боль), однако ж переносят это и молчат и не нападают на тех, которые делают это. Так и Христос «укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно» (1 Пет. 2:23). Посему истинно, что во смирении суд его взятся. Поелику же Он казался им презренным и принадлежащим к числу весьма ничтожных людей; то они произнесли над Ним очень скорый приговор или суд. А это делают некоторые из судей, для которых основательность и истина имеют очень мало цены, которые судят более по личностям, чем по делам. Так если судится кто-нибудь из знатных мира сего; тогда находятся точные исследователи дел, может быть иногда и вопреки истине и стараясь изобрести средства помощи. Когда же приводится на суд кто-нибудь незнатный: тогда эти ревностные и смелые и весьма неутомимые судьи произносят над ним самый строгий приговор. Посему и говорит: во смирении его суд его взятся. Поелику некоторым из Иудеев или судьям его Он казался совершенно незначительным человеком: то пророк, размышляя о величии свойственной Ему славы и о том, что Бог был лицом живущим на земле в образе, подобном нашему, как бы склоняет голову и оплакивает произнесших над Ним суд и говорит: род же Его кто исповест? Вы говорит, оказались жестокими и несправедливыми судьями не в отношении к обыкновенному человеку, как вы думали, но в отношении в Тому, чей род или рождение никакое слово не может изъяснить нам. Можно понимать это в двояком смысле. Бог слово рожден от Бога Отца, и способ рождения Его несказанен и недомыслим; потому что оно было не плотским, но таким, какое прилично духовной и бестелесной природе: свет воссиял от света, жизнь родилась от жизни. А что Он рожден по истине из сущности Бога Отца, без всяких сомнений веруем сему. А как?-об этом ни сказать, ни помыслить не можем. Но будучи Богом. Он смирил Себя до того, что изволил претерпеть уничижение ради нас. Он принял зрак раба; и претерпел рождение по плоти от жены, но подчинившись впрочем законам человеческой природы; ибо оно не было рождением от мужа и жены, напротив было таинственным и изумительным, превысшим нас и неизъяснимым, как сказано было святой Деве. Дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя: «темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:35). А Поелику тайна рождения Его по плоти совершилась не по законам нашей природы; то пророк и говорит: род же Его кто исповесть, яко вземлится от земли живот его. Вземлется говорит вместо: возвышается,и жизнь Его выше жизни людей, то есть, поведение и житие Его во плоти; так как Он один из всех, хотя и был подобным нам человеком, «иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1 Пет. 2:22), тогда как никто из живущих на земле не мог достигнуть этого; ибо между нами нет ни одного совершенно безупречного. Вземлется же, то есть, возвышается над всеми живущими на земле жизнь, то есть существо Единородного и иначе, когда Он мыслится вне плоти и еще прежде, чем сделался подобным нам человеком. Итак рождение Его по плоти-чудесно и сверхъестественно, а Его жизнь и поведение безмерно превосходит силы живущих на земле. Но если бы кто-нибудь сказал против этого: как не знавший греха подвергся смертному приговору и со беззаконными вменися? ибо Он осужден как грешник;-то Бог Отец как бы отвечает и говорит на это: ради беззаконий людей моих ведеся на смерть.А это означает или то, что Он за грехи народа своего подчинился смертному приговору, или может быть и следующее; Поелику, говорит, принадлежащие к моему народу сделались самыми беззаконными; то вследствие этого сети их жестокости и убийства простерлись и на Него, и Он веден был на смерть. Совершенно истинно как первое, так и другое. Он умер для того, чтоб уничтожить грех живущих на земле, а с ним вместе разрушить и происшедшую от него смерть. Умер Он и вследствие иных причин, так как Иудеи беззаконновали против Него; ибо хотя они и знали, что Он есть наследник, но говорил в себе: «приидите, убием его, и удержим достояние его» (Мф. 21:38).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-10 Он принесен был, потому что Сам восхотел, и не отверзал уст Своих; как овца на заклание будет веден, и как агнец пред стригущим онемеет и не отверзет уст Своих. От тесноты и от суда Он был взят; род Его кто изъяснит? ибо отторгнут был от земли живущих; за преступления народа Моего он поразил их. И даст нечестивых за погребение, и богатого за смерть Свою: потому что беззакония не сделал, и обмана не было в устах Его. И Господь восхотел сокрушить Его болезнью

Когда упоминаемый в Деяниях Апостольских (Деян. 8:27-38) евнух царицы Кандакии ехал на колеснице, и, читая, не понимал этого свидетельства: то, по изъяснении его Филиппом в отношении к страданию в имени Спасителя, он уразумел его, и тотчас крестившись в кровь Агнца (Рим. 6:3), о котором читал, удостоился называться мужем, и послан был в качестве апостола народу эфиопскому. Итак представленный Пилату, потому что Сам восхотел, и не отвечавший, чтобы, осужденным за нас взойти на крест, Он, как овца, веден был на заклание, и, как агнец пред стригущим, был безгласен. Ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5:7), на которого Иоанн Креститель указывал, говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29). Он и в Апокалипсисе евангелиста Иоанна часто называется Агнцем закланным (Деян. 5:6, 12). Он о Себе Самом говорит у Иеремии: Аз же, яко агня незлобивое ведомое на заколение, не разумех (Иер. 11:19). Ибо Он, не знавший греха, для нас сделался [жертвою] за грех (2 Кор. 5:21). И как агнец, когда ведется для принесения в жертву, но сопротивляется: так Он пострадал добровольно, чтобы сокрушить имевшаго державу смерти (Евр. 2:14), смирив Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Это есть тот Агнец, во образ которого закалался агнец, своею кровию, помазанною на косяках дверей, обращавший в бегство губителя Египта (Исх. 12:1-23) — тот Агнец, который нас не только искупил кровию Своею, но и покрыл волною, чтобы Своею одеждою согреть нас, зябнущих от холода неверия, и чтобы мы внимали Апостолу, говорящему нам: елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27), и в другом месте: облецытеся Господем нашим Иисус Христом (Рим. 13:14).

А следующее затем: от тесноты и от суда был взят, или, как LXX перевели, в уничижении суд Его был взят, означает то, что после напасти и суда Он возшел к Отцу победителем, или что Судия всех не нашел справедливого суда, но без всякой вины, был осужден по причине возмущения иудеев и по голосу Пилата. Посему Пророк удивляется, что Бог всех предал Себя на страдание. О Нем Павел говорит: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2:8).

Далее следует: род Его кто изъяснит? Это двояко понимается: ибо это должно быть понимаемо или по отношению к божеству Его, потому что таинств божественного рождения, о котором Он Сам говорит в Притчах: прежде всех холмов рождает Мя (Притч. 8:25), невозможно знать, сообразно тому, чтоб в другом месте читаем: кто разуме ум Господень: или кто советник Ему бысть (Рим. 11:34)? то есть никто; или по отношению к рождению от Девы, потому что оно с трудом может быть изъяснено. Вследствие этого, когда Марии сказано было Ангелом: зачнеши во чреве, и родиши Сына, она ответила: како будет сие, идеже мужа не знаю? Ангел опять сказал ей: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (Лк. 1:31, 34-35), так что только Ангел, или Евангелист говорят о таинствах этого рождения, о котором весьма редко повествуется, сообразно оному: кто премудр и уразумеет сия: и смыслен, и увесть сия (Ос. 14:10)? Если же благоразумный читатель после безмолвного размышления ответит: как же написано: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27)? а кто знает Отца и Сына, тот во всяком случае может изъяснить и таинство рождения: то пусть выслушает, что иное — знать, и иное — изъяснять, потому что мы часто того, что воспринимаем умом, не можем изъяснить словом. Посему и таинство божественного рождения святые, пребывая в теле, могут более знать верою, нежели изъяснять. С другой стороны, и Апостол, восхищенный до третьего неба и в рай, слышал слова, которых человеческий язык не в силах произнести (2 Кор. 12:1-4). Но и Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Итак жизнь Того, которого род или никто, или редкий может изъяснить, взята от земли, чтобы Он жил не на земле, но на небе. Или же Он отторгнут был от земли живущих, чтобы исполнилось относительно Его то, что написано в Апокалипсисе Иоанна: Я есмь первый и последний, — Я, который жил и умер: и вот живу во веки (Деян. 1:17-18), чтобы Он, после жизни, которую вел на земле, умерши для земли, был жив для небес вечно.

А присоединенное: за преступление народа Моего Он поразил их, или, по LXX, от беззаконий народа моею веден был на смерть, имеет двоякий смысл. Ибо или преследователей и преступников из народа Своего Он поразил Своею смертию: или, по причине тяжести грехов народа, который всегда считал Своим собственным, веден был на смерть, чтобы Своею смертию возвратить их к жизни.

Он дал нечестивых за погребение Свое, и богатого за смерть Свою; или наихудших за погребение Его, и богатых за смерть Его: давая разуметь тот и другой народ, так что нечестивые и наихудшие, которые прежде не имели познания о Боге, указывают на множество язычников; а богатые, у которых были Завет и Законоположение и Пророки (Рим. 9:4), указывают на народ иудейский. Следовательно Господь пострадал и был погребен для того, чтобы из того и другого народа собрать Себе Церковь. Или должно сказать то, что книжников, и фарисеев и саддукеев, священников и первосвященников, которые прежде господствовали над народом, и изобиловали чрезмерными богатствами, Бог, после страдания Господня, предал римлянам, и подверг вечному рабству. Тот, за погребение и смерть которого нечестивые и богатые были преданы, беззакония не сделал, и обмана не нашлось в устах Его. Этого совершенно невозможно разуметь по отношению к кому либо из людей, — чтобы ни делом, ни словом он не согрешил, между тем как Писание говорит: кто чист будет от скверни никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14:4-5), и: все мы как овцы блуждали, каждый на пути своем совратился (Ис. 53:6): а только по отношению к Тому, кто грехи наши понес, и за нас страдает, и изранен был за беззакония наши, и поруган был за преступления наши, язвою которого мы исцелились. О Нем и первый из апостолов Петр, изъясняя это свидетельство, говорит: на сие бо и звани бысте, зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: Иже греха не сотвори, ни обретена лесть во устех Его: Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше (1 Пет. 2:21-23).

Но Господь восхотел очистить Его от язвы, которую получил Он, пронзенный копьем воина (Ин. 19:34), или сокрушить Его болезнию и раною, о чем и Сам Он говорил: зане Егоже Ты поразил еси, тии погнаша (Пс. 68:27). И чрез Захарию Бог говорит: поражу пастыря, и расточатся овцы стада (Зах. 13:7). Следовательно то, чтобы Он пострадал, было делом не необходимости, но воли Отца и Его собственной, которому (Отцу) Он говорил: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех (Пс. 39:9). Об этом и выше мы читали: принесен был, потому что Сам восхотел.

См. также Толкование на Ис. 53:5

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих

С 7-9 ст. включительно идет специальная речь о страданиях, смерти и погребении кроткого Отрока Господня, смиренного Сына Его, т. е. страждущего Мессии.

Он истязуем был, но страдал добровольно... Повторение старой мысли (4-6), но с некоторым новым добавлением - именно, с более ясным указанием на добровольный характер искупительных страданий Мессии. Общий характер страданий Мессии здесь обозначается одним словом - «он был истязуем», по-славянски - «озлоблен бысть». «Быть в озлоблении» - значит, собственно, быть объектом чьей-либо злобы, терпеть стеснение и испытывать страдания. «Как рабы - погонщики терзают бедных животных (Исх. 3:7), как жестокосердые люди издеваются над теми, кто попадается в их руки (Ис. 3:12; 58:3), так жестоко и немилосердно злые мучители истязуют невинного Отрока Господня» (И. Григорьев. 218).

Но страдал добровольно и не открывал уст своих… Здесь пророк Исаия впервые с такой определенностью говорит о добровольном характере искупительных страданий Мессии, в чем и заключалась их спасающая сила. Правда, намеки на это попадались у него и раньше, например, в том месте, где он, описывая кроткий образ Отрока Господня, говорит о нем, что «Он не возопиет и не возвысит голоса и не даст услышать Его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:2-3); или еще более прикровенно в другом месте: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился» (Ис.50:5). Но не говоря уже о том, что смысл этих текстов довольно прикровенен, они больше говорят или об общем характере учения и жизни Мессии, или об Его полном послушании воле Небесного Отца. В рассматриваемом же нами месте ясно и определенно говорится, что страдания Мессии имели не один пассивный, но активный характер, были не только покорным подчинением чужой воле, но вместе с тем и живым изъявлением Его собственной воли, актом высочайшего личного самопожертвования.

Вторая половина этого стиха - как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих - является прекрасной иллюстрацией к только что высказанной мысли - о добровольном характере и безмолвном перенесении Мессией всех ужасных и совершено незаслуженных Им страданий. Самый образ взят пророком из обихода повседневной жизни; но и он, по-видимому, не лишен преобразовательного характера, так как и он намекает или на пасхального агнца, или на жертвенного агнца, которого перед закланием обыкновенно связывали, причем он все это переносил терпеливо и кротко. И та и другая жертва имела преобразовательное значение по отношению к великой Голгофской жертве (1 Кор. 5:7; Ин 1:29; Откр. 5:6, 12). Данный образ почти буквально встречается еще раз у пророка Иеремии (Иер. 11:19): «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание». Относительно исполнения пророчеств этого стиха, почти все комментаторы согласны видеть в нем удивительно точную картину того поругания и глумления над Невинным Страдальцем, которое Он безропотно и терпеливо переносил во время пристрастного первосвященнического суда над Ним (Мф. 26:62-63, 67-68; 27:12-14; Мк. 15:3-5; Лк. 23:9; Ин. 19:9-10). Этот же трогательный момент отмечен и у Апостола Петра в следующих словах: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). У самого же пророка Исаии ближайшей параллелью к этому стиху является уже известное нам место: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50:6). Наконец, нельзя умолчать и о том, что именно это место из пророка Исаии послужило благодарной темой для огласительной речи апостола Филиппа, обращенной им к вельможе эфиопской царицы - Кондакии и закончившейся крещением последнего (Деян. 8:28-35).

Толковая Библия.