Толкования на Мк. 16:3

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 3-4 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик

Гроб — наше сердце. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного лжею разума. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб. Ко входу его приваливается камень велий зело. Враги Божии приставляют ко гробу стражу, скрепляют печатью отверстие, замкнутое камнем, припечатывая камень к скале, чтоб, кроме тяжести, знаменательная печать воспрещала прикасаться к камню. Враги Божии сами наблюдают за сохранением умерщвления! Они обдумали и установили все препятствия, чтоб предупредить воскресение, воспрепятствовать ему, соделать его невозможным.

Камень — это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, скажут многие. По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.

Когда нечувствие укоснит в душе и соделается ее качеством, тогда мир и миродержцы прилагают к камню печать свою (Мф. 27.66). Печать эта состоит в общении человеческого духа с падшими духами, в усвоении духом человеческим впечатлений, произведенных на него духами падшими, в подчинении насильственному влиянию и преобладанию духов отверженных.

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень этот — велий зело.

По наставлению святых отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца, исполняет сердце умиления, возвещает душе воскресение, которое бывает обычным последствием постоянного умиления.

Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб — сердце — снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс. 3.8); в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение.

Аскетическая проповедь.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 3-4 И говорят между собою (жены-мироносицы, пришедшие ко гробу): кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик

Свет Воскресения засиял в пещере. Иудеи отгородились от него земным камнем. Так и в душе камень земного мешает проникновению Божественного Света. И большой-большой камень земли привален к душе, камень забав, увлечений и всякой неправды. Камень, как глухая стена, отгородившая душу и закрывшая от нее все возвышенное и святое. Но бессильно земное пред Небесной Рукой. Божественная сила отвалит камень земли от твоей души, и падет нагромождение мира, а в душу проникнет Божественный Свет Воскресения. Лишь будь достоин. Сам иди, ищи Света, рвись к нему. Накопи «ароматы» души, понеси их Христу, как мироносицы несли ароматы помазания. И спадет пелена земного, и облистает тебя Свет Восстания, и с ним ты духовно совосстанешь Христу, выйдешь из пещеры гроба и обновишься для бессмертия и вечности.

«Величит душа моя волею страдавша и погребена и воскресшаго тридневно от гроба» (припев 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Петр Хрисолог

и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба

От двери гроба или от сердца? От гроба или от глаз? Женщины, сковано сердце ваше, глаза ваши закрыты - потому не видите славу отворенного гроба. Елей ваш не на тело Господа, а на глаза души вашей излейте, если хотите видеть. Светом веры вы узрите то, что скрывается в темноте вашего неверия (ср. Откр. 3:18).

Собрание проповедей.

Блж. Феофилакт Болгарский

и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба

См. Толкование на Мк. 16:1

Беда Достопочтенный

и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба

Без сомнения, Господь наш и Искупитель славу Своего воскресения открывал ученикам постепенно, в течение времени, потому что величие этого чуда слабые сердца смертных людей разом принять не в состоянии. Считаясь со слабостью тех, кто ищет Его и кто первыми приходят ко гробу, Он показывает отваленный камень как женщинам, пылающим любовью к Нему, так и мужчинам (ср. Мф. 28:2, Лк. 24:2, Ин. 20:1). И поскольку Тело Его отсутствовало, Он показывает им плащаницу (ср. Лк. 24:12, Ин. 20:3-7), в которую оно было завернуто, когда лежало там одно. Женщинам, которые усердно Его искали и которых увиденное повергло в ужас, Он затем посылает видение ангелов (ср. Мф. 28:1-5, Лк. 24:1-10). И они поведали, что Он воскрес. После того как распространилась молва о Его воскресении как уже совершившемся, Господь сил и Царь славы (ср. Пс. 23:10) явился и показал, с какою властью смерть, которую Он вкусил лишь ненадолго, была преодолена.

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 3-6 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен

У еванг. Матфея пред тем повествуется следующее: И вот сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от гроба, чтобы все могли видеть, что гроб уже пуст, и сидел на нем. Вид его был как молния и одежда была как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые (Мф. 28:2-4). Сделалось землетрясение. Это землетрясение, по всей вероятности, было, по словам св.Златоуста, только около гроба, так как произошло единственно для того, чтобы устрашить стражей. Оно было ранее прибытия ко гробу жен мироносиц (чит. стихи 2–4).

Отвален камень, т.е. тот камень, который закрывал вход в пещеру гроба Христова. Увидели юношу, облеченного в белую одежду, т.е. Ангела. Белый цвет служит знаком чистоты и невинности, и Ангелы обыкновенно являются облеченными в белое одеяние (Деян. 1:10; Откр. 3:4-5 и др.). Сидящего (в десных) на правой сторони. Этот Ангел был внутри гробовой пещеры, следовательно, не тот, о котором говорит св. Матфей, что сидел на отваленном камне вне гроба. Об этом св. Марк умалчивает, а говорит о другом (Мих.). Или – жены могли видеть его вне гроба, сидящего на камне, и затем внутри, вошедшего туда прежде их (Феоф.).

Ужаснулись (ужасошася). Понятен страх мироносиц от чудесного видения: гроб Христов находят открытым, и тут Ангел. Посему Ангел ободряет их словом: не бойтесь. Понятен и страх стражей, которые омертвели от страха, как бывает при сильном и внезапном испуге. Он воскрес, по еванг. Матфею, как сказал (Мф. 28:6). Господь нередко говорит ученикам о Своем воскресении; жены, сопутствовавшие им, конечно слышали это (Мф. 16:21; 17:23).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба

См. Толкование на Мк. 16:1